156 соликамских ребят приняли участие в XXV муниципальном конкурсе исследователей
Как сделать ребёнка успешным
Убедиться на личном опыте, что в лапше быстрого приготовления нет ничего полезного, смастерить телескоп своими руками и испечь пряник по рецепту из поваренной книги Софьи Толстой… Об этом и многом другом могли узнать участники XXV муниципального конкурса исследовательских работ обучающихся. В этом году на конкурс было подано 165 заявок, 156 ребят представили свои исследования на очном этапе.
Торжественное открытие юбилейного конкурса началось с вручения благодарственных писем педагогам за системную и результативную работу с обучающимися. Награды вручила начальник управления образования администрации Соликамского городского округа Тамара Фадеева.
– Каждый год на конкурс поступают интереснейшие работы, – делится впечатлениями Марина Приданникова, методист информационно-методического центра управления образования СГО. – Важно, что конкурс проходит на высоком уровне – мы много лет подряд сотрудничаем с СГПИ (филиал ПГНИУ), и ежегодно в составе жюри работают Наталья Мальцева и Наталья Сугробова – доценты, кандидаты наук. Это ещё раз подчёркивает заинтересованность высшей школы в развитии исследовательской деятельности обучающихся наших образовательных учреждений.
По словам Марины Анатольевны, безусловным лидером среди городских школ в этом году вновь стала гимназия №1. Это образовательное учреждение представило на конкурс самое большое количество исследовательских работ, среди которых много результативных. По итогам конкурса из 44 юных исследователей гимназии №1 25 стали победителями и призёрами и пять – обладателями похвальных отзывов.
По рецептам «Ясной поляны» и графини Толстой
Назар Некрасов – один из юных исследователей гимназии №1.
– Я хотел узнать старинный рецепт русского пряника, – рассказывает он. – Когда стал изучать эту тему, оказалось, что их очень много, да и пряники бывают разными.
В результате в копилке Назара появились архангельские и мятные пряники, современные имбирные и тульские печатные по рецепту кондитерской фабрики «Ясная поляна».
– Исследовательскую работу мы делали всей семьёй, – рассказывает он. – Вместе с папой вырезали из липы доску для печатного пряника, с мамой изучили много литературы. В результате мы напекли много имбирных пряников с глазурью и печатный с эмблемой моей гимназии. Я рассказываю их рецепты другим и даже могу посоветовать, как сделать лучше и вкуснее.
Пробуйте!
Более 13 лет педагог гимназии №2 Марина Чебыкина занимается исследовательской деятельностью вместе со своими учениками.
– Начала заниматься со своей старшей дочерью, даже помню название её первой работы – «Почему птицы улетают на юг?», а потом увлеклась этой деятельностью сама и сейчас стараюсь заинтересовать ей своих учеников, – рассказывает Марина Ивановна. – Ежегодно выстраиваю целенаправленную систематическую исследовательскую работу в урочной и внеурочной деятельности. С этой целью реализую в классе авторскую программу «Ступеньки открытий: исследуем мир вместе».
По словам педагога, именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности, а младшие школьники уже по природе –исследователи. Именно этот вид деятельности позволяет стать ребёнку активным, даёт возможность выявить и использовать сильные стороны всем ребятам, независимо от уровня успеваемости.
– Обучающиеся овладевают умениями и навыками – находить информацию, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, видеть проблему, планировать свою деятельность, делать выводы и многими другими, – определяет важность Марина Чебыкина. – Кроме того, исследовательская деятельность повышает интерес к учёбе, развивает нравственные качества – трудолюбие, ответственность, самостоятельность.
В этом году Марина Ивановна стала классной мамой для первоклассников, которые делают первые шаги в школьный мир. Тем не менее, трое обучающихся 1 «б» представили свои исследовательские работы на муниципальном этапе. По словам педагога, им было бы трудно справиться без помощи родителей, поэтому это коллективный труд, который, кстати, был оценён. В своих тематических секциях первоклассники должны были составить конкуренцию младшим школьникам всех возрастов. Победа была не из лёгких.
– Мне понравилось выступать на публике и понравилось исследовать выбранную тему, – делится впечатлениями призёр конкурса, ученица 1 «б» класса гимназии №2 Аня Чернявина. – Моя тема была связана с играми, которые передались нам от бабушек и дедушек. Я не только доказала, что мы и сейчас играем в те же игры, что и они, но и придумала свою собственную.
– Самое главное – не боятся. Пробуйте! – советует Марина Чебыкина. – Работая на темой исследования, выступая на конференциях, ребёнок приобретает бесценный опыт, который способствует его личностному росту.
Химия, физика, естественные науки, экология… Из множества дисциплин ребёнок может выбрать то, что ему ближе. Многие темы детских исследований рождаются в повседневной жизни, а их выводы заинтересуют не только маленьких исследователей, но и большинство взрослых. В Соликамске исследовательской деятельности обучающихся традиционно уделяется большое внимание. Ежегодно наши ребята становятся победителями конкурсов регионального и федерального уровнёй. Но эта работа невозможна без участия родителей. Выбирайте тему и вперёд к новым неисследованным знаниям. Вместе с детьми!
Мнение
Вера Володина, педагог гимназии №1:
– С обучающимися ежегодно принимаю участие в конкурсе. Уверена, что такая деятельность ребёнку необходима. Он чувствует себя первооткрывателем, он гордится этим, а такой подход мотивирует его на дальнейшее обучение. Исследовательская деятельность развивает навыки, которые ребёнку обязательно пригодятся в дальнейшем – анализ, сбор информации, метапредметные знания. В этом году мы представили на конкурс три работы – Миши Соймы, Максима Мельникова и Насти Паршаковой. Для Миши и Насти это первый опыт, Максим занимается исследовательской деятельностью с 1 класса, и ему это очень нравится. Скажу, что детей-исследователей видно сразу – они умеют выступать на публике и знают чуть больше остальных.
Ольга СУВОРОВА