Иерей церкви Иконы Божией Матери «Знамение» в Городище в прошлом – юрист
Я работаю на вечность
Сегодня Константина Курсанина трудно представить без подрясника, епитрахили и других облачений священника. Лишь зная, что он – выходец из семьи церковнослужителей, его служба Господу воспринимается как должное.
Из династии церковнослужителей
Его батюшка – отец Николай, служил здесь же, в Городище, а потом открывал после ремонта церковь Иоанна Предтечи.
– Это происходило на переломе советского времени и новой эпохи, когда церквям развиваться не давали, – начинает свои воспоминания отец Константин. – А когда жёсткая рука того времени ослабла, и начали восстанавливать Божии храмы, мой отец занимался восстановлением церкви на Красном. Никто в это дело денег не вкладывал, да в то время и не было специализированных строительных организаций. Сами прихожане и сердобольные бабушки разбирали многолетние завалы. Людьми двигала вера, и этот их энтузиазм помог вместе этих развалин восстановить действующий храм.
Священник Константин – девятый по счёту ребёнок в семье. Последняя, десятая, дочь Мария пошла по стопам родителей, у неё восемь детей.
Родной брат церковнослужителя Курсанина – отец Алексий – служит в селе Аспа Уинского района Пермского края. Его племянник – отец Антоний – (сын старшего брата) служит в женском монастыре под Тверью. А мама нашего героя – матушка Валентина Константиновна Курсанина – в девичестве была Садковой. Её родной брат – отец Виталий Садков – служил как раз в церкви Иоанна Предтечи и был благочинным.
Так что приход к вере нашего героя оправдан выбором его рода и некой генетической составляющей. И сегодня это, действительно, большая династия.
Морской пограничник Курсанин
Сначала Костя Курсанин учился в начальной школе №11, потом перешёл в школу №1. После окончания 11 классов пошёл родине служить, был морским пограничником.
– Службу я нёс в городе Новороссийске, – рассказывает Константин Николаевич. – Наш корабль «Антарес» был на подводных крыльях, скорость разгонял до ста километров в час. Я уверен, что мужчина должен служить Отечеству, это Божие благословение. Бог неспроста создал мужчину и женщину, и у каждого – своё предназначение. Не скрою, я очень рад, когда накануне отправки в армию ребята приходят в церковь и просят Божиего благословения. А потом Церковь молится за них.
После армии Курсанин поступил в Пермский государственный университет на юридический факультет, а затем работал на ЗМИ юристом. И если бы не один случай, то, как знать, может быть, и остался бы продвигать Константин Николаевич законы «государевы» в жизнь.
Прошёл пешком 150 километров…
– Теперь мною движут законы Божии, – констатирует отец Константин. – Как-то пригласил меня старший брат Виталий принять участие в Великорецком крестном ходе, когда верующие идут из Кирова (в прошлом – город Вятка) на реку Великую в село Великорецкое. Именно там было явление иконы святителя Николая. Народ идёт пешком 150 километров. Мы шли пять дней, за это время я так оброс бородой и щетиной, что узнать меня было трудно. И всё же решил пока не бриться, одобрила моё решение и супруга. А через несколько дней зашёл к нам в гости отец Геннадий Сальников, и, увидев меня в таком виде, с порога произнёс: «О, с такой бородой тебе надо быть дьяконом». Я в шутку ответил: «Так никто не зовёт». А он взял да и позвал…
Супруга – Елена Курсанина – (по профессии она врач-дерматовенеролог, пошла по стопам своего отца, известного в городе врача Сергея Лукича Аристова) выбор мужа одобрила. Они ведь тоже познакомились в церкви, куда Елена приходила петь на клиросе.
И стал служить дьяконом
Так отец Константин стал служить дьяконом в церкви Спаса Нерукотворного. Было это четыре с половиной года назад. Когда отцу Геннадию исполнилось 80 лет, и он ушёл «за штат», в церковь поставили служить нового молодого священника, а Курсанин был рукоположен в иереи владыкой Зосимой – архиепископом Соликамским и Чусовским и был отправлен служить в Городище.
– Задач у меня много, я провожу церковные службы: вечерню, утреню и Божественную литургию (с утра, когда причащаются), – рассказывает иерей Константин Курсанин. – Но главная задача церковнослужителя – служить Богу.
Отец Константин поведал случаи, когда молитва помогала людям. Кому-то – родить ребёнка (молиться надо иконе Почаевской Божией матери), кому-то – избавиться от хвори. И я не преминула воспользоваться случаем, чтобы получить ответы и на свои вопросы.
– Как часто надо освещать дом?
– Раньше жилище освещали не Крещение. А сейчас, когда не находят других способов решения проблемы, стараются осветить дом или квартиру, – ответ батюшки мне показался с неким философским уклоном.
– Обязательно ли людям причащаться?
– А как же?! Есть главное таинство – причастие тела и крови Христовых. Господь сказал: «Кто вкушает моё тело и пьёт мою кровь, в том я пребываю и тот пребывает во мне». То есть, если ты причащаешься, вся нечисть от тебя отлетает…
А перед причастием надо ещё и исповедаться, покаяться о грехах своих. И это правило распространяется на всех нас, грешных, начиная с детей от семи лет.
У самого отца Константина четверо детей. Старшая Елизавета учится в институте на экономическом факультете. Сын Фёдор окончил 11 класс, стоит на выборе жизненного пути. Таисия уже восьмиклассница, Антонина окончила первый класс.
– Какое в вашей семье общее любимое дело? – не могла я удержаться, чтобы не задать этот вопрос.
– Мы вместе ходим в Божий храм, – ответил батюшка.
Живут Курсанины в родительском доме, держат своё хозяйство: 5 поросят, 2 индюка, куры, утки и собака требуют к себе каждодневного внимания.
– Я работаю на вечность, – эту фразу, произнесённую батюшкой, невозможно было не запомнить. – В жизни, по большому счёту, если ты живёшь в достатке, здравии, у тебя есть машина, квартира и т.д., надо думать не о материальных благах. Рано или поздно приходит конец этой жизни, и всех нас ждёт дорога в вечность. И Господь будет судить человека не за то, что ты был начальником. Ему неважно, богат он или нищий. Он будет смотреть, как человек относился к другим людям.
Приют для бездомных
Прошлой осенью в Половодово проходила мобильная приёмная главы города. Среди записавшихся на приём был и иерей церкви иконы Божией Матери «Знамение» Константин Курсанин. Священник решил обозначить сразу несколько вопросов: об изменении автобусного маршрута до Городище, о ремонте деревянного моста через Усолку и строительстве приюта для бездомных. Его забота о людях поразила организаторов встречи с населением.
– Смысл изменить маршрут автобуса, который курсирует до Городища, вижу в том, что, проходя через Клестовку, он будет забирать значительно большее количество пассажиров, включая и детишек, которые учатся или занимаются кружковой работой в городе, а сами живут в селе, – такая забота отца Константина о маленьких и юных селянах вызвала нескрываемый интерес у членов мобильной приёмной. – Надо учесть и тот факт, что в Городище многодетным семьям выделяют земельные участки под строительство жилья, и такой ход решения вопроса будет только оправдан. Да и бабушкам очень сложно подниматься в горку. А здесь бы автобус останавливался, получается, недалеко от их дома.
К этому вопросу мы вновь вернулись в ходе нашей новой встречи. Говорили о социализации общества, о людях, которые лишились крова, об ответственности власти и общества в целом за происходящее.
– Наш народ спросит с нас обо всём, – следуя церковным заповедям, обобщил отец Константин. – К нам, в Божий храм, всё время обращаются люди, у которых проблемы, в том числе проблемы с жильём. Хотя мы понимаем, что главная проблема не в этом. Они просят их приютить. Сначала мы стали размещать таких в доме священника, где раньше жил отец Роман (у него было полдома). Фактически это было общежитие, где всего 4 комнаты. Места для всех не хватало. И в прошлом году нам отдали (а иначе бы снесли!) здание бывшей школы, которая была построена ещё в 1918 году.
Школа эта – кирпичная, в ней 23 года не было ремонта. Деревянный потолок был весь в дырах, сгнили и деревянные полы. На стенах этого здания от старости выросло три дерева. И мы решили организовать там приют для бездомных…
Сегодня трудно поверить, что социальный приют для нуждающихся уже обретает новое содержание: уже заменена крыша, залиты бетонные полы, отстроен заново потолок. Всё это сделано силами Соликамского фонда «Преображение».
– В строительстве крыши помогли 5-6 городских пилорам, индивидуальный предприниматель Александр Кемпф, железо пожертвовали частные лица, – перечисляет главных помощников в столь серьёзной строительной кампании отец Константин. – А на окна нам 90 тысяч пожертвовала 86-летняя бабушка, и мы установили 15 пластиковых окон.
Константин Курсанин и сам сегодня с трудом верит, что дело пошло. Он не скрывает своей гордости, что строительные работы наравне со всеми (и с ним в том числе) помогал выполнять и его сын.
Но впереди ещё работы – непочатый край: надо провести газ, сделать отопление, водопровод, внутренний ремонт в здании и привести в должный вид его фасад.
– Восстанавливаем приют всем миром, – констатирует священник. – Поэтому обращаемся ко всем желающим и непременно к подрядным организациям, чтобы проявили жест доброй воли и помогли нам выполнить задуманное. У храма ресурсов нет. Пока в приюте постоянно живут 5-6 человек, а за год через него прошли 10 человек. Мы предоставили им не только крышу над головой, но и обеспечили питанием и одеждой. Сегодня крайне нуждаемся в мужской одежде, женщина в приюте пока одна. Но бельё обязательно должно быть чистым!
Действительно, как много мы говорим о социализации в обществе, о моральных устоях и принципах. Но забываем о том, что наличие приютов на территориях для определённой категории людей – это показатель работы власти, уровня нравственности общества, насколько оно заботится о людях, которые нуждаются в крове.
– Я могу сказать несколько слов о тех людях, которые нашли кров в Городищенском приюте, – акцентирует внимание отец Константин. –
У одного мужчины сгорел дом, случилось это осенью, а он оставался жить в сарае из трёх стен. Человеку просто некуда было податься.
Другой жил в колодце теплотрассы, а коммунальщики взяли и заварили все колодцы. У третьего постояльца, родная племянница по генеральной доверенности продала единственную квартиру и сбежала с деньгами.
Наш разговор с отцом Константином касался темы духовного мира людей. От чего пьют люди? От бездуховности. Почему ведут аморальный образ жизни? Всё от той же бездуховности. А ведь выход есть, их надо просто в храм привести.
– Мы просто не видим этих людей. Мы сколько угодно готовы их обвинять, только не протягивать руку помощи. Господь призывает просящему не отказывать. Просит поесть – накорми! А просто дать деньги, – это отмахнуться от проблемы. Церковь – это лечебница, – заключает батюшка. – Там есть всякие люди. Было бы ненормально, если бы туда приходили только праведники.
Господь так и сказал: « Я пришел не к праведникам, а к грешникам, чтобы их спасти». А ещё он сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих Вас». Если люди научатся прощать друг друга, жизнь наша станет куда красивее и добра, и улыбок на всей земле станет куда больше.
Банковские реквизиты для перечисления денежных средств на строительство приюта:
Местная религиозная организация православный Приход храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» п. Городище Соликамского района Пермского края Соликамской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
ИНН 5950000167, КПП 591901001, Банк получателя: ПАО АКБ « Урал ФД « г. Пермь
БИК банка получателя: 045773790, Р/с 40703810500010000010, К/с 30101810800000000790
Юридический адрес: индекс 618510 Пермский край, Соликамский район с. Городище ул. Мира, 26, телефон: 8(34253) 9-53-46
Марина ВАГИНА
Фото автора