Детские сады в Соликамском округе посещают 367 детей с ограниченными возможностями здоровья

Детские сады в Соликамском округе посещают 367 детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Если ребёнок с ОВЗ не посещает детский сад,

он может получать дошкольное образование на дому

Создание условий для организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов – приоритетная задача государства. О том, как она реализуется, мы говорим с начальником отдела развития дошкольного образования управления образования администрации Соликамского городского округа Еленой Поповой.

– Елена Александровна, во всех ли детских садах Соликамского городского округа создана доступная среда?

– Мы понимаем под доступностью в целом возможность получения дошкольного образования. Поэтому прежде всего имеем в виду реализацию адаптированных образовательных программ. Условия для реализации данных программ по необходимости должны быть созданы в каждом детском саду. И прежде всего это кадровые условия: наличие в образовательных учреждениях таких специалистов, как учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Это обеспечение учреждений специальным оборудованием, учебно-методическими пособиями. По созданию архитектурной доступности учреждений в муниципалитете сделано немало, но ещё больше работы впереди. В частности, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) полностью приспособлен один из корпусов детского сада №28 (ранее детский сад №41). В нём есть специальное оснащение; все корпуса образовательного учреждения оборудованы табличками со шрифтом Брайля.

– А много детей нуждаются в особых условиях?

– Сегодня детские сады посещают 367 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе 279 получают образование в 20 группах компенсирующей направленности. Они созданы в двух детских садах – ДОУ №28 и ДОУ №13. Остальные дети с ОВЗ посещают группы комбинированной направленности (инклюзивные группы), которые функционируют практически во всех образовательных организациях СГО. Всего таких групп – 52.

ЦИФРЫ

В дошкольных учреждениях созданы:

20 групп компенсирующей направленности

52 группы комбинированной направленности

– Какие нарушения присутствуют у детей?

– Самые разные. Получать дошкольное образование должны все дети, независимо от диагноза. На территории Соликамского городского округа помимо групп для детей с НОДА работают группы компенсирующей направленности для воспитанников с нарушением интеллекта, задержкой психического развития. Детский сад №13 специализируется на образовательных программах для детей, испытывающих трудности в речевом развитии, также здесь есть группы для детей с множественными нарушениями.

– Как происходит распределение в группы компенсирующей направленности?

– По направлению психолого-медико-педагогической комиссии, и только с согласия родителей. Направление могут получить как те дети, которые ещё не посещают детский сад, так и те, кто являются воспитанниками образовательного учреждения. Индивидуальный образовательный маршрут может быть рекомендован ребёнку по результатам диагностики, которая ежегодно проводится в каждом учреждении. Педагоги, выявившие у ребёнка проблемы, информируют об этом  родителей и предлагают ребёнку пройти углублённое исследование. Но это право семьи. К сожалению, далеко не все родители готовы принять ситуацию правильно. Возникает ошибочное представление, что переход на обучение по адаптированной программе – клише, клеймо, с которым ребёнку жить всю жизнь. На самом деле, если вовремя выявить проблему, понять причины и начать работать своевременно, её можно устранить.

– Какова в целом задача индивидуальных образовательных маршрутов для дошколят, что они дают?

– Мы стремимся, чтобы был эффект в развитии. Но всё индивидуально, каждый ребёнок индивидуален. Иногда самые, как кажется, на первый взгляд, незначительные продвижения в обучении и развитии, в формировании навыков самообслуживания являются большим достижением для конкретного ребёнка.

– Если бы таких групп не было, ребёнок попросту не ходил бы в детский сад? Следовательно, можно говорить и о равных условиях для каждого…

– Условия действительно должны быть равными. И с этой целью государством на законодательном уровне предусмотрена возможность для получения дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми, нуждающимися в длительном лечении, на дому. Раньше под этим понималось только обучение детей школьного возраста. Сейчас подключаются детские сады. Летом прошлого года на уровне федерального правительства, а осенью в крае приняты все необходимые нормативные документы. Образовательные организации готовы к нововведению. Дело за родителями. Обучение организуется на основании их заявления, при наличии медицинских документов.

– Значит ли это, Елена Александровна, что любой родитель, ребёнок которого по состоянию здоровья не может посещать детский сад, вправе написать заявление и воспитатели будут приходить домой?

Территориальная психолого-медико-психологическая комиссия СГО входит в состав МБКДУ «Центр психолого-педагогической помощи населению» и находится в здании МАОУ ДО «ЦРТДиЮ «Звёздный»

Статус ребёнка с ОВЗ определяется необходимостью создания специальных условий обучения. Его устанавливает психолого-медико-педагогическая комиссия. Статус ребёнка-инвалида присваивается по медицинским показаниям медико-социальной экспертизой.

– Если медицинская организация рекомендует это, то да. Причём также, при отсутствии медицинских противопоказаний, рассматривается вариант с использованием дистанционных форм обучения. Это не значит, что воспитатель будет как няня сидеть с ребёнком. Это не уход или присмотр, не развлечение, а организация образовательной деятельности в соответствии с реализуемой в учреждении образовательной программой и с учётом рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии, если такие рекомендации по обучению ребёнка имеются. Продолжительность образовательной деятельности зависит от возраста ребёнка, состояния его здоровья. Это может быть одно занятие или два занятия продолжительностью от 15 до 30 минут. Также претендовать на обучение на дому дошкольников могут родители, чьи дети уже зачислены в образовательную организацию, но из-за болезни не могут длительное время её посещать.

– Детские сады готовы организовать обучение на дому?

– Во всех организациях проведена соответствующая работа, но заявок от семей пока нет. Подавать их необходимо в образовательное учреждение по месту жительства. Однако есть нюанс: организация обучения на дому лишает семью возможности получать компенсацию части затрат родителей на обучение детей с инвалидностью, которые не посещают детские сад. Сегодня ею пользуются 20 родителей. Подразумевается, что деньги могут быть использованы на приобретение  развивающих игр, художественной литературы, канцелярских товаров.

– В управление образования поступают жалобы от родителей детей с ОВЗ на некачественное оказание услуги по дошкольному образованию?

– За последний год было одно обращение – отсутствие в детском саду специалиста по лечебной физкультуре. Образовательное учреждение понимает проблему и работает над ней. Вместе с тем все задачи образовательной программы, касающиеся физического развития детей, детский сад выполняет. Мы надеемся, что к началу нового учебного года учреждение решит кадровый вопрос и обеспечит условия для качественной организации занятий адаптивной физической культурой.

– Имеются ли проблемы при поступлении детей с ОВЗ в школы?

– Каждый год, в зависимости от потребности, определяется, в каких школах откроются классы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данный момент анализируется информация, поступающая от образовательных учреждений, о детях с ОВЗ, планирующих поступление в 1-й класс. Однако нужно учесть тот факт, что далеко не все родители предоставляют в школу заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Но это, опять же, их выбор, их готовность принять или не принять проблему.

Марина Воротило,

и.о.директора школы №9:

– Мы готовы оказывать услугу по дошкольному образованию на дому при наличии заявлений от родителей. На сегодня обратившихся нет. Подход будет индивидуальным. В зависимости от возраста ребёнка, диагноза определим, кто будет выходить: воспитатель, педагог-психолог или логопед. Оплата специалисту будет производиться из фонда стимулирования. Задача родителей – организовать условия, это прописано в нормативных документах. Использование дистанционных технологий пока не рассматриваем – считаю, детям такого возраста необходим прямой контакт с педагогом.

Наше структурное подразделение «детский сад» посещают шесть детей с ОВЗ. Они с умственными нарушениями, занимаются по адаптивным (облегчённым) программам, у каждого свой уровень нагрузки. В прежние годы у нас был опыт работы с ребёнком с нарушением опорно-двигательного аппарата.

На сегодня в очереди в детский сад стоит один ребёнок-инвалид. В связи с последними нововведениями его родители могут выбирать: водить малыша в детский сад, получать компенсацию или написать заявление на получение образовательной услуги на дому.