Имя в твоей в жизни

Имя в твоей в жизни

В структурном подразделении «Детский сад» школы №1 на прошлой неделе состоялась интересная встреча в рамках проекта «СОЛидольки», инициированного депутатами Законодательного собрания Пермского края Эдуардом Аветисяном и Павлом Кузьминым».  

В гости к ребятам подготовительной группы пришли участники проекта «СОЛидные люди. ПРЕССА» Анастасия Мирзоева и Севастьян Стороженко. Вместе с Наталией Калининой, помощником депутата Законодательного собрания Пермского края Эдуарда Аветисяна, они показали детям кукольный спектакль «Как Юпик имя получил».

– В последнее время  мы с участниками  проекта «СОЛидные люди.ПРЕССА» много говорим о правовом воспитании. В октябре у нас прошёл Парламентский урок, где речь шла о гражданской активности и формировании правовой грамотности. Ребята отвечали на вопросы викторины,   работали командами, – рассказывает Наталия Вячеславовна. –  Но все мы понимаем, что правовое  воспитание  надо начинать с детского возраста, поэтому и было принято решение прийти к детям со сказкой, герои которой говорили об именах.

О том, что каждый человек имеет право на имя, никто и не сомневается. Об этом прописано и в Конвенции о правах  ребёнка. И после сказки с маленькими зрителями состоялся разговор, что они знают о своём имени, почему их так нарекли.

Автором  сказки является восьмиклассница школы №4 Анастасия Мирзоева, член общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка в Пермском крае. Она сыграла роль девочки Юлии. Юпиком стал Севастьян Стороженко, а роль сказительницы взяла на себя Наталия Вячеславовна  (стало открытием, что по первому образованию она имеет диплом  режиссёра самодеятельного театрального коллектива).

Надо было видеть, с каким интересом смотрели сказку дошколята! Все дружно хлопали в ладоши, когда зеленоглазый человечек с другой планеты получил имя Юпик! В итоге шестилетние мальчишки и девчонки познакомились с понятием «конвенция» и узнали, что даёт  право ребёнку  на имя. После спектакля все спешили сфотографироваться с героями сказки, а потом ещё поиграли в разные игры  с нашими «солидными людьми», юнкорами газеты «Соликамский рабочий».

Хочется выразить благодарность   за сотрудничество в реализации проекта «СОЛидольки» руководителю структурного подразделения «Детский сад» Светлане Волковой   и воспитателю подготовительной группы Елене Ябуровой.

 Хочу сказать!

Сергей Гудков:

– Я знаю, что меня зовут Сергей Александрович. А почему меня так назвали, буду спрашивать сегодня у родителей. Почему-то мне они ничего не сказали, почему…Сказка про Юпика и Юлю мне очень понравилась!

Герман Иванович Вишневский (именно так представился мальчик):

– Мне очень понравилась сказка про Юпика. Главное, чтобы он на своей планете всем придумал имя! Я бы тоже хотел какую-нибудь сказку поставить. Хочу тоже быть «солидным», как Настя и Сева.

Анастасия Манцевич:      

– Сказка очень интересная. Юля добрая девочка, поэтому она и дала имя Юпику. Имя должно быть у каждого человека. Меня подробно зовут Анастасия Антоновна, мой папа Антон…

Мирон Бекреев:

– Хорошо, что Юля ещё не пришла в школу, когда познакомилась с Юпиком. Если бы звонок на урок прозвенел, Юпик так и уехал бы на свою планету без имени…

Мне нравится, что меня зовут Мирон Александрович. Считаю, что красиво меня назвали.

Василиса Мышкина:

– Сказка про имена очень нужна! Надо родителям её показать, чтобы они правильно своих детей назвали! Папа меня хотел назвать Машей, а мама – Василисой. К Василисе я уже привыкла, так ей и останусь!

Анастасия МИРЗОЕВА:

–  Сказка про Юпика – это только   первая глава из цикла сказок по правовому воспитанию среди детей. Я готова писать и другие сказки, и вместе с нашими юнкорами   ставить их в детских садах. Ещё я подготовила интересную информацию о том,   как дают имена детям в разных странах, какую роль играет имя в жизни человека.

                                  Как Юпик   имя получил

Наступила осень. Девочка  с портфелем за спиной  не спеша идёт в школу. Какая всё-таки красота вокруг! Осенние наряды   деревьев и кустарников радуют глаз. Воздух наполнен новыми ароматами и  как- будто стал чище, чувствуется свежесть и прохлада.

Особенно любила девочка идти по сухим, опавшим листьям и слушать их шуршание под ногами. Ей казалось, что они с ней разговаривают, желают хорошего дня и отличных оценок.  По небу пролетела стая журавлей и прокурлыкала: «До свидания, увидимся только весной!». Вот так   шла  девочка в школу, любуясь   разноцветными листьями,   расстелившимися по  земле. «Какая же замечательная эта пора ОСЕНЬ», – думала про себя девочка. И вдруг эти мысли нарушили какой-то шорох.

– Что это за звук?  Наверное,  показалось, – и, не обратив внимания на это, она продолжила свой путь.

Но этот шорох будто   бы преследовал её. С каждым шагом девочки звуки «пших-пших-вших» становился всё громче и громче. И сквозь шуршание листьев она услышала  чей-то плачь и всхлипывание. « Интересненько, кто это. Может, ученик забыл дома дневник и плачет, или первоклассник кого-то испугался?», –   думала девочка, идя на звук, который раздавался со стороны кустов. Раздвинув ветки, она    замерла на месте… Глаза девочки сделались большими, рот от удивления открылся сам по себе, а пакет с обувью упал на землю. Перед ней на земле сидел грустный, зелёный, ушастый  человечек с антеннами на голове  в каком-то блестящем комбинезоне. Девочка не выдержала и, заикаясь,  произнесла:

–  Привет, а ты кто?

– Я случайно оказался на вашей планете, я с Юпитера, – успокаиваясь, произнёс человечек.

– А как тебя зовут?

–  Что значит, как зовут? – вопросительно произнёс чудик.

–  Вот, например, меня зовут Юля, это моё имя, – сказала девочка.

–  Как, как, Люля?– произнёс гость.

–  Нет, Юля! – громко   выкрикнула  девочка.

–  Юня?

–  Нет, я Юля, – по слогам произнесла она.

– А-а-а, понял, тебя  зовут Юля, – радостно сказал герой. – А я не знаю, как  моё имя, на моей планете никто никак не называет друг друга…

–  А как вы общаетесь?  – перебила его Юля.

–  Мы передаём информацию силой мысли. А имён у нас нет, –  покраснев, промолвил зелёный гость. –  Зачем вообще нужно имя?

–  Как это для чего? – непонимающе спросила она.  – Имя нужно для того чтобы мы могли различить каждого, чтобы отличаться друг от друга. Ты представь, играет компания ребят  в прятки, а ведущий нашёл мальчика и кричит: « Эй ты, мальчик в синей куртке, я нашёл тебя!». Или в школе учитель вызывает ученика к доске и говорит: «Девочка в белых бантиках на третьей парте во втором ряду к доске…»… Неудобно же! Каждому ребёнку при рождении родители дают имя, так даже написано в конвенции о правах ребёнка. Это право ребёнка – право на имя.

–  Что за слова ты только что сказала? Кон… Чего? Повтори ещё раз, пожалуйста, – произнёс чудик.

–  Конечно, друг мой, кон-вен-ция о правах ребёнка, – повторила девочка. Конвенция – это такой документ, в котором написаны все права ребёнка, и их никто не имеет право нарушать.

–  Вау, как же здорово! Так интересно, а у меня на планете нет такого. Я тоже хочу себе имя, мне нравится Юля, – оживлённо произнёс необычный человечек.

–  Не-е-е, ты мальчик, тебе не подойдёт моё имя. Как тебя Юмка? – спросила она.

–  Н-е-е-е, мне не нравится.

– Ты прав, Юмка  прямо как Умка. А Умка это белый медвежонок.

–  Хм-м-м, может быть, зелёноглав? – промолвила Юлия.

–   Мне такое имя не нравится. Что, если я зелёного цвета, так и обзываться можно, – обиженно произнёс зелёный гость.

–  Да и мне не очень это имя. Ты только не обижайся. Как тебе имя… Юпик?

–  Да, да я теперь Юпик! Теперь у меня есть имя. Я Юпик, Юпик, Юпик! – обрадовался человечек.

– А расскажи  что-нибудь ещё про имена, так   интересно, – попросил Юпик.

– Ну, слушай, – произнесла Юля, поставив портфель на землю и сев рядом с новым другом. Девочка уже не думала о школе, что   опаздывает. Ей очень понравился человечек с другой планеты.

– В Италии первого мальчика называют в честь дедушки  по папиной линии, а второго мальчика – по маминой линии. Первую девочку называют в честь матери отца, вторую в честь матери мамы. А вот племена Австралии давали то имя  ребёнку, на которое он чихнёт. Вот как это происходило: сначала отец перечислял качества, которые желал видеть в своём ребёнке, затем пел песню из имён. Интересно, что иногда ждали не одни сутки, пока ребёнок чихнёт.

Юпик громко засмеялся…

– В Испании каждый богатый человек имел право на 6 имён, некоторые могли иметь 12 имён. Каждое имя защищало человека от чего-нибудь. А у меня тоже несколько имён. Когда я была маленькой, меня звали Юленька, Юляша, а когда  пошла в школу,   стала Юлей. Повзрослев, я буду Юлия, а на работе все ко мне будут обращаться Юлия Михайловна.

Девочку  прервал звонок, доносившийся  из школы. Она соскочила, перекинула портфель за спину…

– Ты, Юпик, никуда не уходи, жди меня здесь. Я после уроков сразу к тебе!

– Хорошо, – грустно сказал Юпик. – Да мне и идти-то некуда.

Юля побежала в школу, а Юпик стал повторять: «Конвенция о правах ребёнка. Право на имя. Конвенция о правах ребёнка, право на имя. Надо запомнить и потом рассказать у себя на планете.

Вот так   наш герой получил своё имя. А что было с ним дальше, мы узнаем в следующей главе.

Куклы для спектакля сшила Светлана Алексеевна Павелко.

 Сказку смотрела Марина ВАГИНА

Фото автора