О чём мечтает директор соликамской школы, которой исполняется 70 лет?
Урок для директора
В школьном директоре мы все всегда видим многогранную личность, увлечённую и деятельную. И знаем, что за строгим взглядом и непреклонной требовательностью кроются повседневные заботы, которые необходимо разрешать ежедневно и ежечасно.
3 ноября у директора школы №16 Елены Емельяновой забот больше, чем обычно: сегодня учреждение отмечает 70-летие. И это самый подходящий момент задать интересующие нас вопросы. При этом уложиться надо за школьный урок. А вопросов у нас немало!
– Елена Васильевна, сразу вопрос в лоб: о чём мечтает директор школы, которой исполняется 70 лет?
– Мечтаю о том, чтобы все педагоги и дети были успешны, счастливы и здоровы, чтобы побыстрее закончилась пандемия и можно было вернуться к обычному режиму работы.
– Сколько лет Вы руководите этим учреждением?
– В должности директора я работаю с августа 2010 года, то есть, 11 лет. А всего меня связывают со школой 50 лет: в 1971 году поступила в 1 класс, после окончания 8 классов обучалась в Соликамском педагогическом училище, вернулась в школу для прохождения педагогической практики, затем 10 лет отработала учителем начальных классов, 18 лет – заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
– Каких моментов за это время было больше: приятных или острых?
– Приятных моментов всегда по жизни больше (я отношу себя к оптимистам). Это победы наших детей и педагогов в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, проектах; это получение лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам среднего общего образования; это высокопрофессиональный коллектив педагогов- единомышленников. Но и острые моменты были. Сегодня у меня есть возможность ещё раз поблагодарить депутатов Соликамской городской думы V созыва за то, что в 2013 году поверили в будущее «шестнадцатой» и проголосовали за ремонт школьного здания. Я благодарна педагогам, обучающимся, их родителям (законным представителям) за то, что не дрогнули и в течение трёх лет терпеливо ждали открытия школы после капитального ремонта. На 1 сентября 2021 года по адресу улица Степана Разина, 12 обучается 725 детей (в 2011-м было 264 чел.).
– Сегодня «шестнадцатая», как и другие образовательные учреждения Соликамского городского округа, переживает ответственные времена: к ней присоединили детский сад, школы №10 и №13. Значит, и коллектив пополнился, и проблем стало больше?
– Вы абсолютно правы. У нас трудятся 145 человек, из них 74 педагога. Укомплектованность кадрами – 100%. 68% педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории. Одиннадцать педагогов отмечены нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», пятеро награждены Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Почётной грамотой и Благодарностью Министерства образования и науки Пермского края отмечены семь человек. Педагоги обучают и воспитывают 1500 школьников и 380 дошкольников.
А проблемы есть всегда. Не будет проблем, не будет развития. Главная из них – перенаполняемость. Дети учатся в две смены, с 8 утра и до 7 вечера, а педагоги имеют большую педагогическую нагрузку.
– Говорят, побеждает всегда та команда, которая сильна игроками. Этот спортивный сленг как нельзя лучше вписывается в контекст 70-летнего юбилея школы. Кем и чем сильна ваша команда?
– В нашей школе слаженный работоспособный коллектив. Трудятся педагоги с большим стажем: Светлана Валерьевна Мальцева, заместитель директора по воспитательной работе; Валентина Ивановна Семёнова, учитель начальных классов; Марина Анатольевна Тонких, учитель начальных классов; Наталья Леопольдовна Асланова, учитель русского языка и литературы; Ирина Александровна Чуклинова, учитель биологии и химии; Елена Петровна Бартули, учитель физической культуры; Ирина Николаевна Мунькова, учитель технологии; Елена Константиновна Самодурова, учитель русского языка и литературы; Людмила Валерьевна Долгих, учитель английского языка; Яна Шамилевна Шакирова, учитель математики.
– Чем, на Ваш взгляд, школа №16 отличается от других школ города?
– Стабильный высококвалифицированный коллектив, этнографический музей (руководитель Н.Г.Баранец), спортивный клуб «Олимпийцы» (руководитель Е.П.Бартули), родительский клуб «Мы вместе» (руководитель С.В.Мальцева), театральная студия «Фьяметта» (руководитель Л.К.Трясцына), школьное научное общество учителей и учащихся (руководитель В.В.Крутых).
– Елена Васильевна, чем Вы занимаетесь, когда в школе идут уроки?
– Функций у меня очень много: занимаюсь разработкой локальных нормативных актов, созданием воспитательно-образовательной среды, формированием кадровой политики, организацией качественного питания и медицинского обслуживания детей, обеспечиваю безопасные условия обучения и воспитания, создаю условия для непрерывного образования педагогических работников, внедряю средства цифровизации и электронного документооборота, веду приём родителей (законных представителей), решаю множество проблем! Одним словом, стараюсь сделать так, чтобы в школе было хорошо всем: и детям, и педагогам.
– Если бы Вам представилась возможность пофантазировать и нарисовать свою родную школу №16, сильно бы она отличалась от той, которая существует в реалии?
– Фантазировать я люблю: вижу ещё один корпус, в котором на первом этаже будут современный плавательный бассейн, большая уютная столовая, спортивный зал для обучающихся 1-4 классов, а на втором этаже – специализированные кабинеты физики, химии, информатики с лабораториями для проведения экспериментальных работ.
– Какое же реальное будущее ожидает школу №16?
– Будущее – это всегда развитие. С января 2021 года школа является пилотной площадкой по реализации краевого проекта «Школа – территория здоровья». С октября 2021 года по итогам конкурсного отбора образовательных организаций Пермского края на получение статуса «Пилотная площадка по апробации модели школьной социально-психологической службы Пермского края» мы стали участниками ещё одного краевого проекта.
В 2022 году у нас будет первый выпуск одиннадцатиклассников после долгого 10-летнего перерыва (школа была основной). Хочется верить, что обучающиеся отлично справятся с государственными экзаменами, а педагоги самоутвердятся и ещё больше поверят в свои силы. Впереди большая и интересная работа.
– Елена Васильевна, по какому принципу Вы принимаете учителей на работу?
– К сожалению, сегодня большого выбора нет, но бывают случаи отказа, так как интуитивно понимаю, что человек не из нашей команды.
– Если проводить школьную экскурсию, с чего бы Вы начали этот маршрут?
– Наверное, со школьного музея, которым много лет руководит учитель высшей квалификационной категории Нина Григорьевна Баранец, чтобы можно было рассказать, чем жила и чем сегодня живёт родная школа.
– Каждый ученик боится вызова к директору, а чего боитесь Вы?
– Боюсь работы в 3 смены!
– Школьная дисциплина – это не прихоть директора или надуманное требование старших к младшим… Что для вас этот термин?
– Это порядок во всём! Нет дисциплины – нет результата.
– Елена Васильевна, скажите, пожалуйста, почему Ваш выбор профессии выпал на учительскую? О какой профессии мечтали в детстве? Кто из учителей оставил в жизни самый яркий след?
– В детстве я мечтала стать врачом, так как мама 35 лет отработала в медицине. Но так как я много времени уделяла спорту, решила поступить в Соликамское педагогическое училище, где была сильная баскетбольная команда и классный тренер-преподаватель Нина Сергеевна Духанина. Когда пришла работать в школу, меня встретили и постоянно сопровождали опытные педагоги, которые хорошо известны в городе: Юрий Григорьевич Никулин, Ольга Александровна Южанинова, Валентина Владимировна Крутых, Татьяна Ивановна Токарь, Татьяна Николаевна Коптюхова, Алевтина Михайловна Деева, Магруф Фатхиевич Шайхиев и многие другие. Я благодарна им за то, что они помогли мне состояться и как педагогу, и как личности. Я не жалею, что связала свою жизнь со школой.
– К кому Вы обращаетесь за помощью как директор и как человек, когда Вам трудно?
– Сегодня для меня, как директора, – это Тамара Евгеньевна Фадеева, начальник управления образования администрации Соликамского городского округа, которая всегда поддержит и даст нужный профессиональный совет. А как для человека – это, бесспорно, моя семья, коллеги, друзья.
– Как Вы считаете, в школу все без исключения идут с удовольствием?
– Не скрою, что есть дети, которые идут, потому что НАДО получить образование. И задача коллектива, чтобы таких детей было как можно меньше.
– Последний вопрос: 70 лет для школы – это много или мало?
– 70 лет – это зрелость. Много пройдено, ещё больше впереди!
– Спасибо, Елена Васильевна, за участие в нашем «уроке». За все ответы – «пятёрка». И с праздником ваш дружный школьный коллектив!
Беседу вела Марина ВАГИНА