О дистанционном обучении рассуждает педагог из Соликамска Людмила Готлиб
«Каждый должен учиться победно!»
Учитель тот, кто сам растёт
И в росте том преуспевает;
Пример зовущий подаёт,
Движению преград не ставит.
И устремляясь сам вперёд,
С собой учеников влечёт.
Кажется, совсем недавно началась четвёртая четверть, и вот все мы у её финиша. «Почему все?» – спросит въедливый читатель. Да потому, что в учебный процесс в пору коронавируса активно вовлечены все: и ученики, и педагоги, и родители.
О том, что глубоко вздыхают и школьники, и их родители, известно уже всем. А как к «дистанционке» относятся сами учителя? Этот вопрос мы задали не кому иному, а Отличнику народного просвещения, учителю математики в старшем звене на профильном уровне в школе №12 Людмиле Готлиб – её стаж работы составляет 52 года.
– Ох уж эта дистанционка. Но мы же не выбираем, коль столкнулись с особой непростой ситуацией, – кажется, что ответ у Людмилы Кирилловны отработан по всем параметрам. – Кстати, это далеко не новая форма обучения. Она была введена много лет назад, когда школьники с ограниченными возможностями здоровья только начали осваивать компьютеры. И учителя как раз занимались с ними дистанционно. Массово этого не было…
Сейчас, как говорится, не до выбора, поэтому и создаются какие-то платформы, учителя выдают задания в электронном виде и ученики отправляют ответы. Кто-то – по скайпу, кто-то проводит видеоконференции. Но у меня на этот счёт есть своя точка зрения. Возможности такого общения очень ограничены! За учителем закреплена триединая задача: объяснить, закрепить и спросить. Это помогает осуществлять обратную связь с учениками. Но при этом здесь очень серьёзно западает первый пункт. Поэтому, возможно, материал не будет в полном объёме пройден в этом учебном году и возникнет необходимость его изучения в следующем.
А мне больше понравились другие оценки педагога, где она своими неологизмами говорила о более важном.
– В этих рамках происходит «расчеловечивание», – подчёркивает ветеран труда Готлиб. – В таких условиях человек от человека отдаляется как индивидуум. И я не соглашусь с теми, кто говорит, что многие профессии в наш век Интернет-скоростей скоро исчезнут, и нас заменят роботы. Но разве можно заменить врачей и учителей? Общаясь со своими учениками, у нас происходит добровольный обмен энергией, а это очень важно для формирования добрых крепких человеческих отношений. Я уверена, что роботизация не коснётся таких важных сфер общества, как образование, медицина и культура…
И с этим ведь не поспоришь, как не поспоришь с точной наукой математикой, в которую на всю жизнь влюбилась моя героиня.
Если заглянуть в её «учебник жизни», то можно прочитать в нём строчки о том, кто подарил ей эту любовь.
– Сама я родом из Губахи, где окончила 8 классов. И моя первая учительница Альта Закировна Хасанова просто влюбила меня в математику. Наверное, у меня получалось решать правильно задачки, я была успешной ученицей, поэтому ни о чём более, как о педагогике, и не мечтала.
Когда Людмила Харченко проучилась 2 года в Соликамском педучилище на учителя начальных классов, её включили в число студентов специализированного класса, где готовили преподавателей математики и физики для основной школы. Потом она пришла на практику в школу №12, которая стала для неё родным домом. Директор Фёдор Грец сразу предложил ей место, хотя распределение новоиспечённые педагоги, как правило, получали в сельские школы либо в школу-интернат. А потом она заочно окончила и Пермский пединститут.
В этой школе она уже 33 года. Кроме этого, преподавала в педучилище, автодорожном колледже, Соликамском пединституте. А ещё 10 лет работала в идеологическом отделе Соликамского горкома КПСС.
В 2008 году Людмила Кирилловна стала победителем приоритетного национального проекта «Образование».
– Я всегда верила и верю гороскопам, – улыбается учитель высшей категории Людмила Готлиб. – Они никогда меня не подводили. И надо же такому случиться, что двенадцать лет назад весной гороскоп для Девы пообещал финансовое пополнение. Вот я и заявилась на участие в конкурсе «Лучший учитель России» в рамках нацпроекта «Образование».
Тогда у неё показатели роста качества обучения были налицо, о чём свидетельствовали результаты ЕГЭ по математике, и информационно-коммуникационные технологии использовались на все сто. Да и работала педагог на различных опытных и инновационных площадках.
Какая она по характеру, математик Готлиб? Конкретная, как вся наука математика? Учительница-сухарь? Нет и ещё раз нет! Её коллеги, друзья, выпускники и сегодняшние ученики знают её как прекрасного тамаду и замечательного организатора. Она запросто в тональности ля-минор может сыграть на фортепиано свою любимую песню «Ромашки спрятались». А прежние выпускники до сих пор не унимаются, посвящая оды любимому учителю:
Не президент Вы, не правитель,
Не коронованный людьми,
Вы просто наш, Вы – наш учитель.
А это больше, чёрт возьми!
Или ещё:
Но нам Вы бесконечно дороги
За точечки пересечения,
За интонации нестрогие,
За поиски путей решения.
Кстати, об интонации. Готлиб никогда не ругает ни своих учеников, ни горе-родителей, считая, что находится с ними в разных весовых категориях.
– Я считаю, что бестолковых детей не бывает, все они талантливы, и согласна с известным донецким педагогом Виктором Шаталовым: каждый должен учиться победно, – Людмила Кирилловна словно раскрывает своё жизненное кредо. – Любая педагогика должна быть щадящей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Ведь речь идёт о здоровье детей. А ведь зачастую они идут в школу, как на голгофу. О каком желании учиться дальше в таком случае может идти речь?
Я никогда не объявляла оценки вслух, и до сих пор стараюсь не читать нотаций. А уроки, в зависимости от результата, строю так, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях ребят.
Для неё не важно, какой у ребёнка темперамент, пятёрочник он или троечник. Она не представляет своей жизни без общения с ними. Поэтому речи о том, чтобы оставить свою любимую школу, как не было, так и нет.
Ей всегда нравились ученики, которые задавали много вопросов. Сегодня многие из них стали достойными людьми и прославляют наш родной Соликамск своим трудом: Дмитрий Мельников, Надежда Клестова-Черных, Ирина Пегушина-Подвинская, Галина Предкова-Горяева, Надежда Плотникова-Предкова, Лариса Берсенёва, Володя Предков, Людмила Малышева-Слепуха, Андрей Мариев…
А в разговоре об учителях она вновь начинает со своей первой учительницы Альты Закировны. Потом речь идёт о друзьях-товарищах, известных в городе учителях: Раисе Ивановой, Антонине Кузьминых, Людмиле Тарасовой, Валентине Штирц, Любови Шаламовой и других. А когда заговорили о нынешних коллегах из школы №12, имён стало куда больше.
По результатам итоговой аттестации в 2019 году школа №12 заняла первое место в городе. Людмила Кирилловна считает, что это результат работы всего педколлектива и её руководителя Ольги Борчаниновой.
– Если нашего директора охарактеризовать спортивным языком, то это высокорезультативный играющий тренер. Ольга Владимировна – грамотный, высокопрофессиональный руководитель. Она много лет была завучем по науке, у неё много идей, она очень креативный и самодостаточный человек, – говорит обладатель муниципального знака «Учительская слава» Людмила Готлиб. – Она и директор, и педагог в одном лице: преподаёт физику, математику и информатику. Её уважают уже только за интеллект. Мне несказанно повезло, что в моей родной «двенадцатой» я работала под руководством таких грамотных и самоотверженных руководителей, как Фёдор Фёдорович Грец, Галина Анатольевна Старченко, Валентина Васильевна Курбатова и вот сегодня – Ольга Владимировна Борчанинова.
О себе Людмила Кирилловна говорить совсем не любит. Считает, что достигла ещё не всех высот. Её твёрдая жизненная установка: учиться начинаешь после получения всех дипломов. И это подсказывают её любимые гороскопы. Там чётко написано: Дева – это знак людей публичных профессий, которые находятся в системе «человек-человек». Во всяком случае, удачу гороскоп предвещает постоянно. А без неё учителю никак нельзя, ведь её приходится делить на тех, кто рядом, а это, прежде всего, её семья: супруг Борис Давидович (по жизни они идут рука об руку уже 51 год) – тоже педагог, учитель музыки, автор многих стихов и композитор одновременно. Дочь Юлия – музыкальный руководитель дошкольных учреждений. Так что можно сказать, что уже сложилась династия Готлиб! Только сын Яков стал «технарём», после окончания Пермского политеха, он работает в дорожной отрасли. Радует и 23-летняя внучка Софья – четверокурсница Уральского государственного университета путей сообщения.
Сама Людмила Кирилловна признаётся, что жизнь у неё бьёт ключом. Сегодня она член выпускной аттестационной комиссии в пединституте, ведёт курсы повышения квалификации учителей математики в Верхнекамье, как педагог-исследователь участвует в научно-практических конференциях вплоть до международного уровня. Причём, даже с привлечением учеников.
Её трудно уличить в недобросовестности и непрофессионализме, в своей профессии она – человек неуязвимый, по жизни – неисправимая оптимистка. И главное – любит людей: своих коллег, учеников и их родителей. Значит, сотням и сотням соликамцев несказанно повезло, что идут они по жизни с Людмилой Готлиб.
Марина ВАГИНА