Педагог – не звание, педагог – призвание

Педагог – не звание, педагог – призвание

В редакции собралась семья Ореховых, в которой все педагоги. И в беседе рефреном звучало убеждение, что даже уйдя из педагогики, ты на всю жизнь остаёшься Учителем! И что эта профессия даёт много бонусов – в виде подсказок, опыта, дисциплины, творчества, коммуникаций – для успешности в любом деле!

«У нас всё было очень ХОРОШО!»

Валентину Борисовну, маму Марины Бурмантовой и Юрия Орехова, больше знают как заведующую Городищенской библиотекой. Но есть и те, кто помнит её учителем – искрящимся активностью, легко работающим с детьми, ведущим их за собой в походы…

…Когда пришла пора определяться с выбором профессии, Валя (в девичестве Панькина) из Усольского района решительно отдала приоритет педагогике.

– Это был 1969 год, – вспоминает Валентина Борисовна. – Поступать в Соликамское педагогическое училище отправились пять человек из нашего класса, ведь профессия учителя была одна из самых престижных.

Помню, уже на первом обязательном экзамене – при проверке музыкального слуха – многих «отсеяли».  Но я и эту проверку прошла, и достойно показала знания по русскому языку, математике. И была зачислена на первый курс. В том году первокурсников оказалось 60 человек! Нас разделили на две группы, причём так, что почти все иногородние попали в группу старших пионерских вожатых. Как мы этого не хотели!.. Но в ответ на возражения услышали, что будем такими же учителями, но плюсом изучим историю пионерского движения и комсомола. Тогда же нас удивили, что в училище придётся носить форму.

– Это уже исторический факт, – удивлённо приняли мы новую информацию. – На первом курсе нас обязали купить мужские рубашки защитного цвета, а к ним мы уже сами подбирали юбки или сарафанчики. Обязательным атрибутом формы был пионерский галстук.

…И Валентина Борисовна  переходит к рассказу о педагогах и учёбе в славном своими кадрами, методиками, традициями педагогическом училище.

– У нас были сильнейшие педагоги. В училище проводили множество дополнительных мероприятий. Как горды мы были, когда на первом курсе заняли  1 место в соцсоревновании по всему училищу – среди 14 групп! (Представляете, сколько студентов и преподавателей вмещалось тогда в один корпус, без пристроя… И учились все в одну смену). За победу нам, дали путёвку в Пермь.

На  втором курсе мы отправились в поход на Полюд. Он был обязательным в образовательной программе, потому что одним из направлений в работе училища был туризм. И после похода всем нам вручили значок «Юный турист».

Валентина Борисовна «шагает» в воспоминаниях по студенческой жизни, отмечая особенности каждого курса:

– На третьем курсе началась практика, а по окончании года всех, кому исполнилось восемнадцать, направили работать пионервожатыми в загородный лагерь. А тех, кто ещё не достиг этого возраста, в том числе меня, оставили отрабатывать практику в городе, на школьных площадках. Я  на всю жизнь запомнила это время: замечательные дети и педагоги школы № 3, мероприятия и атмосфера активного отдыха… По окончании смены мы оформили большой альбом. А ещё и 48 рублей заработала за смену. Но не смогла прийти в назначенное время на получение зарплаты, поэтому мне её передали  завёрнутой в бумажку, на которой было написано: «Умница!».

… В общем, жизнь кипела – соцсоревнования, Ленинский зачёт, практика, студенческие мероприятия… А с приходом в училище Галины Витальевны Федяниной градус кипения жизни «пионерских классов» ещё повысился. Одна только поездка в Москву на туристический слёт чего стоила!

А по окончании практики в Городищенской школе директор Александр Степанович Малышев спросил: «Пойдёшь в поход?». Спрашиваю: «Куда?».  Отвечает: «На Редикор». Оказалось, так было заведено.

Мне всего 20 лет, а детям по 15. Что ж, положено так положено: сели в автобус и поехали.

Ребята были исключительные – дружные деловые, внимательные. Когда мы пришли на пустое место, они быстро нашли воду, обустроили площадку, развели костёр. А, возвращаясь домой, нашли какую-то телегу, сложили на неё тяжёлые рюкзаки, посадили девчонок и потащили.

Такие походы были эффективнее, чем сегодняшние тимбилдинги:  они ещё больше сплачивали ребят, прививали чувство локтя, трудолюбие.

Со словами «вы же туристы!» на следующий год директор отправил меня с ребятами в поход в Верх-Усолку. Там оставались ещё пара-тройка домов, магазин. Места исключительно красивые! Ходили с ночёвкой.  И  так же, как и в первом походе, мальчишки оказывали девчонкам внимание, только и слышалось: «Давайте поможем».

Дочь Марина тут же вспоминает, как в одном из школьных походов с маминым классом, ученик Вася Загоскин на себе её тащил: пожалел дитя. Мужская ответственность у ребят была.

Надо сказать, что Валентина Панькина в годы студенчества увлеклась не только туризмом, но и спортом. Была председателем совета физкультуры училища,  на эстафете на призы  газеты «Соликамский рабочий» вместе со спортсменом-легкоатлетом Николаем Пегушиным поднимала флаг!

…Сегодня Валентина Борисовна тепло вспоминает преподавателей Соликамского педагогического училища – Алексея Федосеевича Пустоварова,  Елену Аверьяновну Ерофееву, Розу Ефимовну Баранову, Маргариту Васильевну Котельникову, Ивана Петровича Мариева…

Я благодарна нашей альма-матер. У нас было всё очень ХО-РО-ШО!

Разница в шесть лет…

…Молоденькую учительницу ребята, которые были всего на шесть лет моложе её, приняли серьёзно и с доверием.

А через год директор спросил Валентину Борисовну: где, мол, хотите дальше учиться?

– Моя коллега Раиса Петровна, которая спустя годы возглавила школу, нацелилась на  факультет математики, я же хотела стать историком, – рассказывает об очередном этапе на педагогическом пути Валентина Борисовна. – «Ты что, девка, куда нам столько историков?», – покачал головой  Александр Степанович, он, кстати, и сам вёл этот предмет. И посоветовал пойти на биофак, пообещав, что и биологию, и географию смогу вести в школе.

Валентина Борисовна поступила с первого раза, училась без троек – сказалась сильная подготовка в педучилище, на сессию учителя ездили летом и в зимние каникулы, чтобы не нарушать учебный процесс.

Те, первые, ученики и сегодня помнят своего учителя, её химию…

Шесть лет из трудовой биографии Валентина Борисовна отдала дошкольному делу. И уже много лет работает в сельской библиотеке. Но эта  работа тоже сопряжена с педагогикой. Она проводит мероприятия для детей, часто выходит с библиоуроками в школу, дети и подростки – постоянные читатели библиотеки. Пригодилось всё: и лекторские навыки, и умение общаться с разной аудиторией, и умение классифицировать, систематизировать информацию, увлечь народ…

«После таких рассказов…»

– Мама каждый день рассказывала о школе что-то интересное, забавное, поучительное. Мы с Юрой постоянно смотрели фотографии в альбоме зелёного цвета, которые передавали столько эмоций!  И думали: вот бы и нам в те времена! И как я могла не пойти в педагогическое училище после маминых рассказов? – смеётся Марина Бурмантова, дочь Валентина Ореховой.

Хотя, чтобы не слукавить, вспомним, что Марина в детстве мечтала о хореографии. Но бывает, что обстоятельства не только сильнее нас, но и мудрее.  А может, и не обстоятельства а мудрая мама, которая помогла сопоставить на тот момент все плюсы и минусы.  В общем, при другом повороте Соликамск бы не получил такого учителя.

Марина поступила в педагогический колледж в 1992-м. Это было экспериментальное время для образовательного учреждения. При освоенной программе повышенной сложности и обучении в пять лет выпускники могли сразу поступать на четвёртый курс института.

– Это было что-то вроде демоверсии, – говорит Марина  Анатольевна. – А  когда уже учился Юрий, условия были прежними – обучение четыре года и учёба в институте с первого курса.

Помню,  мама  поначалу всё спрашивала, кто какие предметы ведёт, и радовалась, услышав, что дело продолжают её преподаватели.

Марина Анатольевна рассказывает, как проходила практику в лагере «Берёзка», который находился в Усовском, как бегали через дорогу от училища в базовую школу № 11, руководила которой Ирина Борисовна Шаклеина, на поурочную практику, как сплошную практику проходила в родной Городищенской школе…

–Там, где меня знали как Маринку Бурмантову, мне предстояло заявить о себе как об учителе, – улыбается Марина Анатольевна. – Это была уже настоящая работа – по ночам я проверяла тетрадки, что-то рисовала. К каждому уроку подарочки детям готовила…

К слову, позже Юра пришёл на практику именно в этот класс.

На последнем курсе методист Марина Игоревна Ковальчук, отметив мои задатки по рисованию, предложила поработать в «Изумруде» руководителем кружка. И за полгода до окончания колледжа я после уроков вела занятия в «Изумруде».

Мы,журналисты,тоже помним Марину Анатольевну в этом качестве. Она очень профессионально учила детей творчеству, многим задала вектор на дальнейшее обучение рисованию. А одна девочка до сих пор хранит листочек, на котором написала: «Марина Анатольевна мне очень нравится».

…На распределение, как правило, приезжали директора всех школ. И  им представляли каждого выпускника колледжа. И только зашла Марина, как  директор Городищенской школы Николай Николаевич Титов опередил всех: эта, дескать, наша выпускница, мы её забираем.

И, продолжая работать в «Изумруде», Марина приступила к обязанностям учителя в сельской школе. В том же году заочно поступила в институт на начфак. И всё это успешно совмещала, а с 2006 года ещё и в гимназии уроки вела.  Как всё успевала в таком цейтноте?

…В гимназии она во многом стала пионером. Например, первой начала вести предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». В нём шесть модулей, и к одному из них сама разработала тетрадь. И даже когда тетради уже стали выпускать, авторская всё равно имела преимущества.

– Ты сама её создала, и в любой момент можешь что-то изменить, что-то добавить, убрать и  перетиражировать, – объясняет Марина Анатольевна. – Меняется время, меняются дети, сообразно этому появляются поправки.

Эта программа принесла учителю победу в межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

Наша газета уже рассказывала, что Марина Анатольевна два года назад создала и защитила программу внеурочной деятельности «Мой Пермский край», направленную на изучение истории края через развитие исследовательских навыков. И приложением к этой программе стала рабочая тетрадь «Дневник исследователя».

– В учебниках содержание ограниченное. А поскольку предмет безотметочный, хотелось заинтересовать детей, – объясняет учитель. – И я посчитала, что они  сами могут «добывать» недостающую информацию, сами исследовать историю края.

Надо ли говорить, что это создание программы, тетради в частности – огромный труд, которому Марина Анатольевна посвятила пять лет… Сбор материала, систематизация… Вроде остаётся лишь всё оформить, но во время апробации вдруг одно звено не пошло, другое «западает». Приходилось что-то корректировать, что-то добавлять.

– Исследовательский компонент, заложенный в изучение пятиклассниками родного края, поможет детям писать научно-исследовательские работы, которые сейчас в десятом классе обязательны, и станут хорошим практическим опытом для обучения в вузах.

Мы только успеваем загибать пальчики от побед учителя…  Назовём только самые яркие.  Плюсом к названным  это призовое место в краевом этапе Всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании» в 2017 году, лидерство в конкурсе на соискание премии Президента «Лучшие учителя России»:  в 2016 году Марина Анатольевна победила на региональном уровне – на первом этапе в Перми и на втором в Казани), а в 2022-м  «дошла» до России!

К слову,  в столице её награждали и по профсоюзной линии – за лучшую работу по корпоративной культуре, привлечению кадров, когда возглавляла первичку в гимназии.

От этих поездок в Москву впечатлений осталось много: встреча с Дмитрием Медведевым, экскурсия в здание Государственной Думы…

Трудовая жизнь у Марины Анатольевны никогда не была скучной: к одним предметам добавлялись другие, она была руководителем кафедры, городского методического объединения учителей ИЗО и музыки, сейчас взяла на себя нелёгкую должность заместителя директора гимназии по научно-методической работе. Плюс уроки ИЗО и черчения и классное руководство у восьмого класса.

Конечно, устаёт, мы даже не спрашиваем об этом.  Но ответственность, привитая в педколледже, о которой говорили и мама, и брат, помогает правильно распределить время и реализовывать все планы.

«Это базовое образование»

Юрий имеет в виду педагогическое, поскольку оно пригодилось ему на разных должностях.

Сын Валентины Борисовны хотел быть врачом, но мама образно обрисовала отдельные эпизоды профессии, сопоставив их с характером сына, и  выбор сместился в пользу педагогики.

– Я ещё был школьником, когда к Марине приезжали подружки из педколледжа и рассказывали много интересного об учёбе, видел, как сестра увлечённо по вечерам что-то рисует…. А когда зашёл е ней в колледж, почувствовал ту студенческую атмосферу, то вопросов «куда идти?» и «кем стать?» уже не было, – рассказывает Юрий Анатольевич. – После девятого поступил в педагогическое – уже училище – и был единственным парнем в группе среди 27 девчонок. Костяк преподавательского состава был тот же, что у мамы, у сестры. Скажем, Екатерина Ивановна Трусова  –  сколько педагогов она воспитала и помнила всех «вчерашних» студентов. Когда сказал, что мама здесь училась, она сразу обрисовала: «Чёрненькая такая, Валя Панькина».

Педагогическую практику Юрий отрабатывал тоже в «Изумруде», там же летом работал на площадке. С детьми сразу нашёл общий язык.

Его выпуск ещё попал под распределение. Многие хотели «забрать» парня. Но Владимир Константинович Штибен дал отбой: «Никуда вы его не заберёте, он в армию уходит».  Юрий действительно должен был идти служить раньше – по спецнабору, поэтому и госэкзамены не со своей группой сдавал.

Педагогическое образование, включающее физподготовку, психологию, грамотность, пригодилось уже в армии.

…Демобилизовался Юрий в день рождения Марины, 15 мая. И до осени устроился работать в детский оздоровительный лагерь.

– Самое интересное, что в детстве лагерь для меня был сродни наказанию, – смеётся он. – Я даже сбежал оттуда. Но судьба подарила мне десять лет сезонной работы в оздоровительных центрах.

Мы знаем, что и сейчас уже повзрослевшие отдыхающие вспоминают Юрия Анатольевича, его песни под гитару, музыкальные часы…

Поступив на юридический факультет в университет, Юрий работал судебным приставом. И девчонки, знакомые по лагерю, пригласили его обедать в гимназии. Там он познакомился с директором Раисой Павловной Ивановой. Узнав, что молодой человек – учитель, она пригласила его вести обществознание и право. Так Юрий Орехов успешно вошёл в педагогический коллектив «Солнечной радуги».

После окончания вуза долгое время он работал в прокуратуре.  И там ещё больше убедился, что педагогическое образование – универсальное, оно помогало и в этой работе.

Параллельно Юрий Анатольевич восемь лет читал лекции в филиале ПГНИУ. Вёл восемь предметов, не одновременно, конечно, но, по его словам, не меньше пяти в год.

Удивительна жизнь. Такие сценарии подкидывает!  Думал ли Юрий Орехов, что, выйдя на заслуженный отдых из прокуратуры, он вновь станет преподавать?

Сегодня он ведёт спецпредмет «Правоохранительная деятельность». Где, думаете? Да-да, в том же педагогическом училище им А.П.Раменского, которое стало родным для него, для сестры и для мамы.

Он уже бывалый преподаватель, поэтому трудностей не испытывает.  Учит студентов тому, что знает сам, теперь уже и практический опыт накоплен с лихвой. Поэтому студентам повезло.

Добавим ещё один штрих: Юрий Орехов автор гимна педагогического училища.

И в поэзии у него уже немало достижений: является членом Союза писателей России,  выпустил четыре сборника своих стихов, отмечен юбилейной медалью  к 25-летию Московской областной организации Союза писателей России.

На лёгкий фон:

Пользуясь случаем, мы поздравляем Юрия Анатольевича с тем, что недавно его стихи вошли в сборник лучших поэтов Москвы и Подмосковья – в 3-й выпуск литературно-художественного альманаха «Облака вдохновения» (издательство «Серебро слов»).  Этот проект с самого начала пользуется популярностью у многих поэтов Москвы и Подмосковья, в него входят работы интересных, самодостаточных авторов. На презентации присутствовали председатель Правления МОО СП России Сергей Антипов, член Правления МОО СП России Владимир Бордюгов и председатель Координационного Совета молодёжного движения при МОО СП России «Алые паруса» Светлана Белова. Вёл мероприятие секретарь Союза писателей России, 1-й заместитель председателя правления МОО СП России Сергей Берсенев.

– Гордитесь детьми? – спрашиваем Валентину Борисовну.

– Конечно, – отвечает она. – И мужем, он у нас тоже был учителем – дополнительного образования.

«Многие его вспоминают»

Глава семьи Анатолий Орехов уже ушёл из жизни, но оставил о себе добрую память.

– У нас папа был очень умным, – рассказывает Юрий. – Обладал удивительным слухом, как человек был очень комфортным. – Учительница Черновской школы всегда вспоминает Толю Орехова, который учился там до четвёртого класса и был отличником. Затем он  учился в школе № 7. Вместе с Леонидом Сусловцом (в будущем преподавателем и композитором) поступил в музыкальную школу. На первом же году обучения его взяли в оркестр.

– В Половодово приехал семнадцатилетним пареньком, – добавляет Валентина Борисовна. – Работал в школе – вёл пение со старшей пионервожатой,  а также в клубе, где занимался кружковой работой как со взрослыми, так и с детьми. Успешно готовил ребятишек на различные конкурсы, смотры между учреждениями образования. Неизменно играл на ёлках в школе.

Во время беседы обращаю внимание, с каким теплом все говорят друг о друге, с какой поддержкой, интересом и гордостью. «А помнишь, мама?», «Марина, не забудь ещё об этой победе рассказать», «Правда, Юра, так думаешь?».

И это тот случай, когда вся семья на одной волне, когда СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ!  

Ольга ПРОЗОРОВА