Постановление администрации Соликамского городского округа от 13.12.2022 № 3290-па

 

Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», со статьями 7, 31 Устава Соликамского городского округа, в целях организации и осуществления муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа администрация Соликамского городского округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа.

2. Настоящее постановление подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте сетевого издания «PRO Соликамск» https://просоликамск.рф и официальном сайте администрации Соликамского городского округа в течение 5 дней со дня утверждения.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2023 г.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации Соликамского городского округа Швецова А.А.

Е.Н.Самоуков,

глава городского округа —

глава администрации

Соликамского городского круга 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

Соликамского городского округа

от 13.12.2022 № 3290-па

ПРОГРАММА

профилактики рисков причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа

Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа на 2023 год (далее – Программа) разработана в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований организациями и гражданами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Муниципальный лесной контроль (далее – муниципальный контроль) на территории Соликамского городского округа осуществляется администрацией Соликамского городского округа (далее – Администрация). Должностными лицами Администрации, уполномоченными на осуществление муниципального контроля являются должностные лица управления муниципального контроля Администрации.

Площадь городских лесов Соликамского городского округа составляет 5647,9 га. Площадь городских лесов, переданных в аренду – 50 га. Арендаторами лесных участков являются 4 юридических лиц, цели аренды – строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, разработка месторождений полезных ископаемых.

Объектами муниципального контроля являются:

1. деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования по использованию, охране, защите, воспроизводству лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, и лесоразведению в них;

2. производственные объекты:

лесные участки, части лесных участков, находящиеся в муниципальной собственности, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению;

средства предупреждения и тушения лесных пожаров;

другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, к которым предъявляются обязательные требования.

Контролируемыми лицами при осуществлении муниципального контроля являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане.

Главной задачей Администрации при осуществлении муниципального контроля является усиление профилактической работы в отношении всех объектов контроля, обеспечивая приоритет проведения профилактики.

За 9 мес. 2022 года в рамках муниципального контроля плановые/внеплановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан не проводились в связи с ограничениями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Фактически на территории Соликамского городского округа муниципальный лесной контроль системно не осуществлялся.

По результатам мероприятий, проведенных в 2021 году в рамках муниципального лесного контроля, в 2022 году из администрации Соликамского городского округа направлено исковое заявление в суд о взыскании с лица, виновного в снятия и перемещения верхнего плодородного слоя почвы на муниципальном земельном участке с кадастровым номером 59:10:202007:5 по адресу: г.Соликамск, лесной квартал № 6, участок 1 городских лесов, в результате чего сумма ущерба, причиненного администрации Соликамского городского округа, как собственнику верхнего плодородного слоя почвы, составила 213240,38 рублей, исковое заявление удовлетворено, вынесено судебное решение о взыскании суммы причиненного ущерба.

В 2022 году профилактическая деятельность заключалась в информировании контролируемых лиц посредством размещения в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о необходимости соблюдения Правил пользования муниципальными лесными участками.

Анализ положений статей 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), статей 7.9, 7.10, 8.12, 8,25, 8.26, 8.27, 8.28, 8.28.1, 8.30, 8.30.1, 8.31, 8.32, 8.32.3, 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления муниципального лесного контроля могут быть выявлены следующие нарушения, на минимизацию которых рассчитана Программа в 2022 году:

1. обязательных требований о недопущении незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан (статья 260 УК РФ);

2. обязательных требований о недопущении уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (статья 261 УК РФ);

3. обязательных требований о недопущении самовольного занятия лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков (статья 7.9 КоАП РФ);

4. обязательных требований о недопущении самовольной уступки права пользования лесным участком (статья 7.10 КоАП РФ);

5. обязательных требований о недопущении нарушения режима использования лесов в водоохранных зонах (статья 8.12 КоАП РФ);

6. обязательных требований о недопущении нарушения правил использования лесов, в том числе в части:

заготовки древесины;

порядка проведения рубок лесных насаждений, в том числе в лесопарковом зеленом поясе;

заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (статья 8.25 КоАП РФ);

7. обязательных требований о недопущении самовольного использования лесов, нарушения правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожения лесных ресурсов в том числе:

сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпаса сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных;

самовольной заготовки и сбора, а также уничтожения мха, лесной подстилки и других не древесных лесных ресурсов;

размещения ульев и пасек, а также заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбора лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбора, заготовки и реализации указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено (статья 8.26 КоАП РФ);

8. обязательных требований о недопущении нарушения лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (статья 8.27 КоАП РФ);

9. обязательных требований о недопущении:

незаконной рубки, повреждения лесных насаждений или самовольного выкапывания в лесах деревьев, кустарников, лиан, в том числе, с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе;

приобретения, хранения, перевозки или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины (статья 8.28 КоАП РФ);

10. обязательных требований о недопущении нарушения требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней, в том числе:

непредставления или несвоевременного представления декларации о сделках с древесиной, а также представления заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной;

нарушения порядка учета древесины;

нарушения требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины;

транспортировки древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа (статья 8.28.1 КоАП РФ);

11. обязательных требований о недопущении уничтожения лесной инфраструктуры (статья 8.30 КоАП РФ);

12. обязательных требований о недопущении нарушения порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (статья 8.30.1 КоАП РФ);

13. обязательных требований о недопущении:

нарушения правил санитарной безопасности в лесах;

загрязнения лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, в том числе совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе (статья 8.31 КоАП РФ);

14. обязательных требований о недопущении:

нарушения правил пожарной безопасности в лесах, в том числе совершенного в лесопарковом зеленом поясе;

выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, в том числе, совершенного в лесопарковом зеленом поясе;

нарушения правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров;

нарушения правил пожарной безопасности, повлекшего возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (статья 8.32 КоАП РФ);

15. обязательных требований о недопущении невыполнения мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров, в том числе совершенные в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации (статья 8.32.3 КоАП РФ);

16. обязательных требований о недопущении нарушения режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе (статья 8.45.1 КоАП РФ).

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

2.1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:

повышение прозрачности деятельности Администрации при осуществлении муниципального контроля;

снижение административных и финансовых издержек Администрации по сравнению с ведением контрольной деятельности исключительно путем проведения контрольных мероприятий;

предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

разъяснение контролируемым лицам обязательных требований.

2.2. Проведение Администрацией профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:

формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности;

инвентаризация состава и особенностей контролируемы лиц (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

2.3. Профилактические мероприятия Администрацией планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:

принцип понятности – представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;

принцип информационной открытости – доступность для контролируемых лиц сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий);

принцип вовлеченности – обеспечение включения контролируемых лиц посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Администрацией по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

принцип полноты охвата – включение в программу профилактических мероприятий максимального числа контролируемых лиц;

принцип актуальности – регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;

принцип релевантности – выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности контролируемых лиц (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;

принцип периодичности – обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,

СРОКИ (ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Вид профилактического мероприятия Порядок, сроки, способы реализации профилактического мероприятия
Информирование Информирование осуществляется Администрацией постоянно по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Администрация обязана размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте Администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Администрация также вправе информировать население Соликамского городского округа на собраниях и конференциях граждан об обязательных требованиях, предъявляемых к объектам контроля, их соответствии критериям риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении лесных участков, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.

Объявление предостережений Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований объявляются контролируемому лицу в случае наличия у Администрации сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережения объявляются (подписываются) главой городского округа — главой администрации Соликамского городского округа (далее – глава Администрации) не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований оформляется в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

Объявляемые предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований регистрируются в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера.

В случае объявления Администрацией предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Администрацией в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу в письменной форме или в форме электронного документа направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением в ответе указываются соответствующие обоснования.

Консультирование Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный контроль, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий и не должно превышать 15 минут.

Личный прием граждан проводится главой Администрации и (или) должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный контроль. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте Администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности.

Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:

1. организация и осуществление муниципального контроля;

2. порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных Положением об осуществлении муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа;

3. порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный контроль;

4. получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Администрацией в рамках контрольных мероприятий.

Консультирование контролируемых лиц в устной форме может осуществляться также на собраниях и конференциях граждан.

Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный лесной контроль, в следующих случаях:

1. контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;

2. за время консультирования предоставить в устной форме ответ на поставленные вопросы невозможно;

3. ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.

При осуществлении консультирования должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный контроль, обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный контроль, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний.

Информация, ставшая известной должностному лицу, уполномоченному осуществлять муниципальный контроль, в ходе консультирования, не может использоваться Администрацией в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный контроль, ведется журнал учета консультирований.

В случае поступления в Администрацию пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, письменного разъяснения, подписанного главой (заместителем главы) Администрации или должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный контроль.

Профилактический визит Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объектов контроля, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.

При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Обязательный профилактический визит при осуществлении муниципального контроля не проводится в связи с отсутствием объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Структурным подразделением Администрации, уполномоченным на организацию и осуществление профилактических мероприятий, является управление муниципального контроля.

Информирование может осуществляться иными структурными подразделениями и отраслевыми (функциональными) органами Администрации, в обязанности которых входит информирование населения по вопросам лесного законодательства.

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Показателями результативности и эффективности программы профилактики являются:

1. отсутствие зарегистрированных (выявленных) незаконных рубок на территории городских лесов;

2. отсутствие пожаров на территории городских лесов, вызванных нарушением правил пожарной безопасности;

3. уменьшение количества выявленных мест несанкционированного размещения отходов на территории городских лесов, по сравнению с АППГ;

4. доля нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, от общего числа контрольных мероприятий, осуществленных в отношении контролируемых лиц – 60 %.

Показатель рассчитывается как процентное соотношение количества нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, к общему количеству проведенных контрольных мероприятий;

5. доля профилактических мероприятий в объеме контрольных мероприятий – 60 %.

Показатель рассчитывается как отношение количества проведенных профилактических мероприятий к количеству проведенных контрольных мероприятий. Ожидается ежегодный рост указанного показателя;

6. полнота информации, размещенной на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» – 100 %;

7. доля лиц, удовлетворённых консультированием, в общем количестве лиц, обратившихся за консультированием – 100 %.