Постановление администрации Соликамского городского округа от 08.12.2023 № 3141-па
Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», со статьями 7, 31 Устава Соликамского городского округа, в целях организации и осуществления муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа, администрация Соликамского городского округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа.
2. Настоящее постановление подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте сетевого издания «PRO Соликамск» https://просоликамск.рф и официальном сайте администрации Соликамского городского округа в течение 5 дней со дня утверждения.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 г.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации Соликамского городского округа Швецова А.А.
Е.Н.Самоуков,
глава городского округа —
глава администрации
Соликамского городского круга
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Соликамского городского округа
от 08.12.2023 № 3141-па
ПРОГРАММА
профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа
Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального лесного контроля на территории Соликамского городского округа на 2024 год (далее – Программа) разработана в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований организациями и гражданами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Муниципальный лесной контроль (далее – муниципальный контроль) на территории Соликамского городского округа осуществляется администрацией Соликамского городского округа (далее – Администрация). Должностными лицами Администрации, уполномоченными на осуществление муниципального контроля, являются должностные лица управления муниципального контроля Администрации.
Площадь городских лесов Соликамского городского округа составляет 5 647,9 га. Площадь городских лесов, переданных в аренду – 50 га. Действует 16 договоров аренды лесных участков: 7 – арендатор ПАО «Уралкалий», 1 – арендатор ООО «Золотая крона», 1 – арендатор ООО «Газстандарт», 1 – арендатор ООО «Газпром центрремонт». Цели аренды – строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, разработка месторождений полезных ископаемых.
Объектами муниципального контроля являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования по использованию, охране, защите, воспроизводству лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, и лесоразведению в них;
б) производственные объекты:
лесные участки, части лесных участков, находящиеся в муниципальной собственности, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению;
средства предупреждения и тушения лесных пожаров;
другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, к которым предъявляются обязательные требования.
Контролируемыми лицами при осуществлении муниципального контроля являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане.
Главной задачей Администрации при осуществлении муниципального контроля является усиление профилактической работы в отношении всех объектов контроля, обеспечивая приоритет проведения профилактики.
За 9 месяцев 2023 года в рамках муниципального контроля плановые/внеплановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан не проводились в связи с ограничениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Результаты мероприятий, проведенных в 2023 году в рамках муниципального контроля:
выявлен факт изъятия и перемещения плодородного слоя почвы с территории городских лесов в лесном квартале № 5, участок 2, в результате чего Соликамскому городскому округу причинен ущерб в сумме 10520 руб. 50 коп. Лицо, причинившее ущерб, установлено и добровольно его возместило;
установлено 3 лица, допустивших складирование отходов на территории городских лесов, нарушители привлечены к административной ответственности по ст. 6.11 Закона Пермского края № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», вредные последствия нарушений устранены;
в период особого противопожарного режима в лесах муниципальными инспекторами принято участие в 25 рейдовых мероприятиях, направленных на соблюдение установленных ограничений.
В 2023 году профилактическая деятельность также заключалась в информировании контролируемых лиц посредством размещения в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о необходимости соблюдения Правил пользования муниципальными лесными участками.
Анализ положений статей 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), статей 7.9, 7.10, 8.12, 8,25, 8.26, 8.27, 8.28, 8.28.1, 8.30, 8.30.1, 8.31, 8.32, 8.32.3, 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления муниципального лесного контроля могут быть выявлены следующие нарушения, на минимизацию которых рассчитана Программа в 2024 году:
а) обязательных требований о недопущении незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан (статья 260 УК РФ);
б) обязательных требований о недопущении уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (статья 261 УК РФ);
в) обязательных требований о недопущении самовольного занятия лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков (статья 7.9 КоАП РФ);
г) обязательных требований о недопущении самовольной уступки права пользования лесным участком (статья 7.10 КоАП РФ);
д) обязательных требований о недопущении нарушения режима использования лесов в водоохранных зонах (статья 8.12 КоАП РФ);
е) обязательных требований о недопущении нарушения правил использования лесов, в том числе в части:
заготовки древесины;
порядка проведения рубок лесных насаждений, в том числе в лесопарковом зеленом поясе;
заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (статья 8.25 КоАП РФ);
ж) обязательных требований о недопущении самовольного использования лесов, нарушения правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожения лесных ресурсов в том числе:
сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпаса сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных;
самовольной заготовки и сбора, а также уничтожения мха, лесной подстилки и других не древесных лесных ресурсов;
размещения ульев и пасек, а также заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбора лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбора, заготовки и реализации указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено (статья 8.26 КоАП РФ);
з) обязательных требований о недопущении нарушения лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (статья 8.27 КоАП РФ);
и) обязательных требований о недопущении:
незаконной рубки, повреждения лесных насаждений или самовольного выкапывания в лесах деревьев, кустарников, лиан, в том числе, с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе;
приобретения, хранения, перевозки или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины (статья 8.28 КоАП РФ);
к) обязательных требований о недопущении нарушения требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней, в том числе:
непредставления или несвоевременного представления декларации о сделках с древесиной, а также представления заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной;
нарушения порядка учета древесины;
нарушения требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины;
транспортировки древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа (статья 8.28.1 КоАП РФ);
л) обязательных требований о недопущении уничтожения лесной инфраструктуры (статья 8.30 КоАП РФ);
м) обязательных требований о недопущении нарушения порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (статья 8.30.1 КоАП РФ);
н) обязательных требований о недопущении:
нарушения правил санитарной безопасности в лесах;
загрязнения лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, в том числе совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе (статья 8.31 КоАП РФ);
о) обязательных требований о недопущении:
нарушения правил пожарной безопасности в лесах, в том числе совершенного в лесопарковом зеленом поясе;
выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, в том числе, совершенного в лесопарковом зеленом поясе;
нарушения правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров;
нарушения правил пожарной безопасности, повлекшего возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (статья 8.32 КоАП РФ);
п) обязательных требований о недопущении невыполнения мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров, в том числе совершенные в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации (статья 8.32.3 КоАП РФ);
р) обязательных требований о недопущении нарушения режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе (статья 8.45.1 КоАП РФ).
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
2.1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности деятельности Администрации при осуществлении муниципального контроля;
снижение административных и финансовых издержек Администрации по сравнению с ведением контрольной деятельности исключительно путем проведения контрольных мероприятий;
предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение контролируемым лицам обязательных требований.
2.2. Проведение Администрацией профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей контролируемы лиц (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
2.3. Профилактические мероприятия Администрацией планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
принцип понятности – представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости – доступность для контролируемых лиц сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий);
принцип вовлеченности – обеспечение включения контролируемых лиц посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Администрацией по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата – включение в программу профилактических мероприятий максимального числа контролируемых лиц;
принцип актуальности – регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности – выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности контролируемых лиц (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
принцип периодичности – обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
СРОКИ (ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Вид профилактического мероприятия | Порядок, сроки, способы реализации профилактического мероприятия |
Информирование | Информирование осуществляется Администрацией постоянно по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Администрация обязана размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте Администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Администрация также вправе информировать население Соликамского городского округа на собраниях и конференциях граждан об обязательных требованиях, предъявляемых к объектам контроля, их соответствии критериям риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в сфере благоустройства, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска. |
Объявление предостережений | Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований объявляются контролируемому лицу в случае наличия у Администрации сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережения объявляются (подписываются) главой городского округа — главой администрации Соликамского городского округа (далее – глава Администрации) не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований оформляется в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом». Объявляемые предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований регистрируются в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера. В случае объявления Администрацией предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Администрацией в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу в письменной форме или в форме электронного документа направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением в ответе указываются соответствующие обоснования. |
Консультирование | Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный контроль, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий и не должно превышать 15 минут.
Личный прием граждан проводится главой городского округа — главой администрации Соликамского городского округа (далее – глава Администрации) и (или) должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный контроль. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте Администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности. Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам: 1. организация и осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства; 2. порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных Положением об осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Соликамского городского округа; 3. порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный контроль; 4. получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Администрацией в рамках контрольных мероприятий. Консультирование контролируемых лиц в устной форме может осуществляться также на собраниях и конференциях граждан. Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный контроль, в следующих случаях: 1. контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования; 2. за время консультирования предоставить в устной форме ответ на поставленные вопросы невозможно; 3. ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений. При осуществлении консультирования должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный контроль, обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный контроль, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний. Информация, ставшая известной должностному лицу, уполномоченному осуществлять муниципальный контроль, в ходе консультирования, не может использоваться Администрацией в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный контроль, ведется журнал учета консультирований. В случае поступления в Администрацию пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, письменного разъяснения, подписанного главой (заместителем главы) Администрации или должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный контроль. |
Профилактический визит | Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объектов контроля, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Обязательный профилактический визит при осуществлении муниципального контроля не проводится в связи с отсутствием объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. Контролируемое лицо вправе обратиться в Администрацию с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (далее – заявление контролируемого лица). Администрация рассматривает заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного органа, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо. Администрация принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из следующих оснований: 1. от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита; 2. в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица Администрацией было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица; 3. в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита; 4. заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Администрации либо членов их семей. В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица Администрация в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. |
Структурным подразделением Администрации, уполномоченным на организацию и осуществление профилактических мероприятий, является управление муниципального контроля.
Информирование может осуществляться иными структурными подразделениями и отраслевыми (функциональными) органами Администрации, в обязанности которых входит информирование населения по вопросам законодательства в сфере благоустройства.
4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Показателями результативности и эффективности программы профилактики являются:
а) отсутствие зарегистрированных (выявленных) незаконных рубок на территории городских лесов;
б) отсутствие пожаров на территории городских лесов, вызванных нарушением правил пожарной безопасности;
в) уменьшение количества выявленных мест несанкционированного размещения отходов на территории городских лесов, по сравнению с АППГ;
г) доля нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, от общего числа контрольных мероприятий, осуществленных в отношении контролируемых лиц – 60%.
Показатель рассчитывается как процентное соотношение количества нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, к общему количеству проведенных контрольных мероприятий;
д) доля профилактических мероприятий в объеме контрольных мероприятий – 60%.
Показатель рассчитывается как отношение количества проведенных профилактических мероприятий к количеству проведенных контрольных мероприятий. Ожидается ежегодный рост указанного показателя;
е) полнота информации, размещенной на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» – 100%;
ж) доля лиц, удовлетворённых консультированием, в общем количестве лиц, обратившихся за консультированием – 100%.