Проект «Соликамского рабочего»: «Моя семья в годы войны». Мой дед – машинист паровоза

Проект «Соликамского рабочего»: «Моя семья в годы войны». Мой дед – машинист паровоза

 

Это Андрей Асонович Карликов, рождённый в 1901 году, в молодости – с 1920 года  по 1924-й – в составе стрелкового полка прошёл горнило Гражданской войны.

 С верным другом «Максимом»

В то  время в Украине бойцы полка уничтожали махновщину и белогвардейские  формирования. Со своим станковым пулемётом «Максим» дед освобождал Крым. Рассказывал, как переправлял его, своего боевого «друга», на камышовом плоту через Сиваш, и участвовал в боях до полного освобождения Крыма. Потом военная судьба забросила его в Туркестан – сражаться с басмачеством.

И вот война позади. После демобилизации надо было выживать в послевоенной разрухе и осваивать гражданскую профессию. Бывшего пулемётчика манили гудки паровозов – словно  магнитом тянуло на «железку» – к технике. И он откликнулся на этот зов…

Начав с кочегара, Андрей Асонович со временем освоил все железнодорожные премудрости. Дед рассказывал, как часто он сравнивал локомотив со своим «Максимом». Закрыв глаза, сравнивал до винтика работу деталей механизмов пулемёта и паровоза.  Он полюбил эту бесконечно беспокойную работу.

И вот сорок первый…

Когда началась Великая Отечественная война, Андрей Асонович был уже опытным железнодорожником, уважаемым машинистом паровозного депо станции Топки Томской железной дороги. Но мирную жизнь перечеркнуло военное лихолетье. Всё пошло по другому сценарию…

Дед, как профессионал своего дела, водил эшелоны и составы в прифронтовую зону. Не раз, вместе со своей бригадой, подвергался обстрелам вражеской авиации, попадал под бомбёжку в Смоленском направлении. «На память» о тех страшных днях у него остался шрам на правой голени от осколочного ранения.

Осколком же ему отсекло мизинец и повредило два пальца правой руки.

По рассказам деда, он доставлял на фронт составы с техникой, боеприпасами и живой силой. Обратно, в тыл, вывозил раненых бойцов, Подбитую технику и вооружение – в ремонт и на переплавку. Зачастую в поездках приходилось работать двойной тягой.

Железнодорожники в войну работали на пределе своих возможностей, самоотверженно, как и весь советский народ.

Всю войну дед провёл в поездках, но только случались короткие передышки – приезжал  домой, ведь так тосковал по семье…

В небольшом домике его ждала моя бабушка Евдокия Георгиевна и трое сыновей – Коля, Миша и Толя. Младшим из них был мой бятя. Он и Николай позже продолжили отцовское дело – стали машинистами паровозов, а затем и тепловозов. А Михаил, окончив военное училище, служил офицером артиллерии, а после сокращения армии работал инженером-металлургом.

В одном строю

И на войне, и в мирной жизни мой дед был честным, работоспособным, ответственным. Его трудовой путь отмечен орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945г.г.», «За трудовое отличие», а также юбилейными медалями  – в честь 30– и 40-летия Победы.

Я, его внук, горжусь им. И каждый год в колонне «Бессмертного полка» он «шагает» вместе с нами. С какой гордостью и признательностью мы с моим внуком Сашей несём портрет нашего заслуженного ветерана-железнодорожника.

Это стихотворение я посвятил своему деду:

«Бессмертный полк»

Этот Памяти строй

Всем пришёлся по сердцу.

Злопыхателей рой

Сыплет солью да перцем…

Дескать, всё тут туфта –

Как трудились в тылу,

Значит, снова черта.

И команда: «Готовься!».

Ну а время бежит,

Время правду покажет.

Под звездой воин спит,

Деды внукам расскажут,

Как в боях погибали,

Как трудились в тылу,

Как все верили – знали,

Что закончат войну…

Будет нашей Победа!

Будет славен наш строй.

Держит дед портрет деда,

Рядом внук, как герой!

Сергей КАРЛИКОВ

 (из воспоминаний, собранных Маргаритой Марениной,

руководителем  клуба «Кто сердцем молод» ДК «Прикамье»)