С 16 марта студентов Соликамского горно-химического техникума обучают дистанционно
На дистанции со студентами
Несмотря на то, что развитие ситуации оказалось непредвиденным, администрацией техникума ещё три года назад была организована работа временного творческого коллектива по изучению возможностей использования дистанционного обучения. Группа активно настроенных преподавателей во главе с заведующим отделом по интерактивным технологиям начала работу по апробации виртуальной обучающей среды MOODLE: был заключён договор с провайдером, педагоги стали осваивать технологию электронного обучения и разрабатывать курсы.
В 2018-2019 учебном году посредством платформы MOODLE обучающиеся 1 курса изучали теоретический курс дисциплины «История». В этом же году 6 преподавателей прошли обучение в ГБПОУ «Пермский строительный колледж» по созданию электронных обучающих ресурсов. В 2019-2020 году все остальные преподаватели техникума были обучены работе в MOODLE либо на курсах повышения квалификации в г.Перми, либо на занятиях, организованных на базе Многофункционального центра прикладных квалификаций техникума.
На сегодня все преподаватели и студенты очного отделения зарегистрированы в среде MOODLE, одновременно происходит процесс обучения и разработки курсов по всем преподаваемым дисциплинам: подготовлены видеолекции преподавателя, наглядные презентации, различные формы тестового контроля.
Для информирования студентов и их родителей на сайте техникума размещена подробная инструкция для обучающихся, для удобства ориентирования расписание имеет условные цветовые и символьные обозначения. Помимо этого, широко используется социальная сеть «ВКонтакте», которая даёт возможность не только выкладывать изучаемый материал, в частности, для студентов заочного и очно-заочного отделений, но и осуществлять взаимодействие между студентами и преподавателями. Это снимает загрузку на сервера платформы MOODLE.
Консультации для студентов проводятся в формате онлайн-занятий на Zoom-платформе, с помощью Skype, Viber и других доступных для обучающихся мессенджеров.
Полученный в течение нескольких недель опыт позволяет назвать минусы и плюсы дистанционного обучения. В частности, наличие у большинства студентов только телефонов в качестве средств коммуникации приводит к тому, что процесс получения новых знаний становится в разы тяжелее; многие студенты не умеют работать самостоятельно (удалённо от преподавателя), не умеют внимательно читать инструкции и не готовы выполнять задания в срок. Значительно выросла нагрузка на преподавателя.
С другой стороны, очевиден рост информационной грамотности как среди педагогов, так и среди студентов; однозначна реализация индивидуального подхода в обучении; у обучающихся происходит формирование очень важного навыка для современной жизни – самостоятельного поиска информации.
Дистанционное обучение – не повод забывать о воспитательной составляющей. Обучающимся техникума предложено повысить свой культурный уровень и провести интересно и с пользой время, не выходя из дома. Студенты могут посетить виртуальные выставки, спектакли, музеи и онлайн-кинотеатры города и страны, а также различные конкурсы, курсы и конференции. Все ссылки расположены на сайте техникума.
Ребята занимаются в творческих лабораториях, например, участники «АРТ-студии СГХТ», осваивают приложения в социальных сетях и программы по созданию фоторамок и коллажей. В конце апреля творческая группа участвовала в конкурсе по компьютерной графике.
Кураторы учебных групп систематически взаимодействуют со студентами и родителями, ведущими преподавателями по телефону, в «ВК» и по e-mail, осуществляют мониторинг социальных сетей несовершеннолетних, проводят дистанционные классные часы.
Социальный педагог также поддерживает телефонную связь с родителями и обучающимися группы риска СОП по вопросу дистанционного обучения и соблюдения режима самоизоляции, проводит мониторинг обучающихся группы риска СОП, информирует родителей и педагогов о формах дистанционной работы.
Студенты-волонтёры, входящие в состав молодёжного парламента Соликамского городского округа, оказывают посильную помощь в доставке продуктов питания пожилым людям и малоимущим семьям.
Не остаётся без внимания и сфера кадрового управления, которая также основана на принципах цифровизации не только документооборота, но и менеджмента. Настроено еженедельное проведение online совещаний всего педколлектива на Zoom-платформе, работает служба технической поддержки и методической консультационной помощи для преподавателей, обеспечен доступ к библиотечной электронной системе, а также к программно-методическим и нормативным документам ГБПОУ «СГХТ» на Яндекс-диске. Административными службами техникума ведётся ежедневный мониторинг образовательного процесса.
Ещё несколько месяцев назад в преподавательских кругах существовало мнение, что дистанционное обучение – это неэффективно, что оно не может заменить аудиторный процесс и т.д. Сегодня мы столкнулись с необходимостью осваивать технологии дистанционного обучения. И эффективность такого обучения зависит от каждого из нас: слаженности взаимодействия, ответственности и желания обучаться самому.
Ольга БОБРОВСКИХ,
заместитель директора СГХТ по методической работе