Семья кандидата Богословия

Семья кандидата Богословия

С отцом Константином наши журналисты  встречаются довольно часто. Сегодня его  трудно представить без подрясника, епитрахили и других облачений священника. Лишь зная, что он – выходец из  семьи церковнослужителей, его служба Господу воспринимается как должное.

И сегодня самое время поговорить о династии священнослужителей Курсаниных. Судя по всему, отца Константина всецело захватила эта тема, и наш разговор углубился в далёкие-далёкие годы.

« Я РАБОТАЮ НА ВЕЧНОСТЬ»

– Мои родители  – Николай Андрианович Курсанин  и Валентина Константиновна Садкова-Курсанина –  оба кунгурские. Ходили в храм, там и познакомились. Мама пела на клиросе, а папа пономарил, – начал свой рассказ батюшка. – У мамы отца звали Константин, маму – Анна. Это мои дедушка и бабушка. И было у них пятеро детей, из них двое сыновей стали священнослужителями: Виталий Садков был настоятелем храма Иоанна Предтечи и благочинным Соликамского благочиния, Иоанн Садков тоже был священником, жил в Загорске), а одна из дочерей, моя матушка Валентина Садкова, тоже имеет прямое отношение к церкви, поскольку она  жена священника. Дочь  Людмила жила в Златоусте, но уже почила. Нина была фельдшером в Соликамском аэропорту, сейчас пенсионерка. 

Отец Константин с огромной любовью рассказывал о своих родителях. У отца Николая и матушки Валентины было десять детей (четыре сына и  шесть дочерей), и всем они дали дорогу в жизнь. Виталий  живёт в Соликамске, он предприниматель. Алексей – по-церковному Алексий – священник в Уинском районе села Аспа. Отец Константин служит в Знаменской церкви села Городище. В возрасте 21 года погиб их брат Николай…

Состоялись и дочери Курсаниных. Ольга Калугина-Курсанина  живёт в г.Перми, работала на заводе им.Дзержинского, где делали пилы «Урал» и «Дружба». Екатерина Сереброва-Курсанина  работала учителем математики в школе № 1, сейчас на пенсии. Она вышла замуж за священника Николая Сереброва, и сейчас они живут в селе Скальный недалеко от  г.Чусового. Татьяна Герасименко-Курсанина  по профессии парикмахер, сейчас на пенсии, руководит клиросом в Городищенском храме. Елена Садкова-Курсанина трудится на  ЗМИ, Варвара Михайлова-Курсанина по профессии  швея, живёт в Москве. Мария Плотникова-Курсанина живёт в Соликамске, она медсестра.

– Информация будет неполной, если я не скажу, что у моего дяди отца Виталия Садкова сын Михаил Садков тоже священник, он служит в Мошево. Дочь отца Виталия, Екатерина, вышла замуж за священника отца Иоанна Киселя (по национальности белорус), который служит в храме г. Березники.

Курсанина (Садкова) Валентина Константиновна

Родилась 14.09.1939, г.Куса, Челябинская область.

Место жительства: Россия, Пермский край, г.Соликамск.

Ушла в возрасте 78 лет.

Основное занятие: землемер, псаломщик.

Родила и воспитала 10 детей. Награждена двумя медалями «Материнство»,  орденами «Материнская слава» 1, 2, 3 степени  и «Золотой звездой». В 2014 году награждена грамотой «За усердные труды в православной церкви». Ветеран труда.

Отец – Садков Константин Фёдорович.

Мать –  Садкова (Мехоношина) Анна Ильинична.

Муж – Курсанин Николай Андрианович.

 

Курсанин Николай Андрианович

Родился 10.12.1932, г.Лысьва.

Умер 15.07.1991.

Продолжительность жизни – 58 лет.

Место жительства: СССР, Пермская область, г.Соликамск.

Основное занятие: протоиерей, благочинный Соликамского благочиния.

Николай окончил школу в г.Кунгуре. В воскресные дни ходил в церковь пономарить. В армию его не брали по болезни (бронхит). Тогда он поехал в г.Загорск и поступил там в семинарию. Но на второй год

обучения его забрали в армию. Прослужив три года, он продолжил обучение в семинарии в Загорске (сейчас это Сергиев Посад) и окончил её в 1960 году. Сразу поступил в Московскую духовную академию. Учился экстерном. 17.09.1960 г. его рукоположили в  диаконы. Отправили в г.Осу. 25.11.1961 г. перевели в г.Соликамск диаконом в церковь Знамение Божией

Матери с.Городище. 18.09.1963 г. рукоположили в сан священника, наградили скуфьёй и камилавкой. В 1964 году  наградили набедренником, в 1965 году  назначили настоятелем, в 1967-м пожаловали наперстный крест, в 1969-м  присвоили сан протоиерея, в 1974-м  наградили палицей, в 1980 году наградили орденом Князя Владимира, в 1987-м – митрой.   По окончании академии отец Николай Курсанин написал кандидатскую диссертацию на тему «Учение о пастырстве в творении Святаго Григория Богослова». Получил учёную степень «кандидат Богословия».

Его стараниями был проведён ремонт в Знаменской церкви, для чего были приглашены реставраторы из Москвы, которые отреставрировали древнюю живопись, произвели позолоту сусальным золотом.

17.03.1989  года отца Николая перевели в Храм Иоанна Предтечи (г.Соликамск), и он занялся его восстановлением. 10.04.1990 г. провёл   в нём первое богослужение. При его настоятельстве был восстановлен первый этаж, проведено полное остекление, приобретены колокола, восстановлены маковки, кресты, построена котельная и служебное здание. В то время дали свободу религии и люди массово пошли креститься.

13 июля 1991г. за день он окрестил 100 человек. А 15 июля он отправился в с. Полазна для открытия там церкви. Отец Николай Курсанин  был благочинным Соликамского благочиния, которое простиралось от Ныроба до Полазны.

На обратном пути ему стало плохо. До больницы довезли, но спасти не смогли (ишемическая болезнь сердца). Умер о.Николай 15.07.1991 г. Похоронен возле Знаменской церкви в с.Городище Соликамского района.

Отец, Курсанин Андриан Никифорович,  был бездомным. Во время Гражданской  войны его взял в работники один человек и женил его на своей дочери Анне. Она умерла рано. Потом Андриан женился на Марии, которая и родила отца Николая.

Мать –  Курсанина (Крапивина) Мария Фёдоровна.

Жена– Курсанина (Садкова) Валентина Константиновна.

Батюшка  Николай Курсанин служил в Городище, а потом открывал после ремонта церковь Иоанна Предтечи.

– Это происходило на переломе советского времени и новой эпохи, когда церквям развиваться не давали, – начинает свои воспоминания отец Константин. –  А когда    жёсткая рука того времени ослабла, и начали восстанавливать Божии храмы, мой отец занимался восстановлением церкви на Красном. Никто в это дело денег не вкладывал, да   в то время и не было  специализированных строительных организаций. Сами прихожане и сердобольные бабушки разбирали многолетние завалы. Людьми двигала вера, и этот их энтузиазм  помог  на месте этих развалин восстановить   действующий храм.

Священник Константин – девятый по счёту ребёнок в семье. Последняя, десятая, дочь Мария пошла по стопам многодетных родителей, у неё восемь детей. Вере посвятили себя не только отец и мать Константина Курсанина, но и его родной брат, двоюродный брат, племянник, дяди. Так что его приход к вере  оправдан выбором его рода и некой генетической составляющей. И сегодня это, действительно, большая династия.

МОРСКОЙ ПОГРАНИЧНИК

Сначала Костя Курсанин учился в  начальной школе № 11,  потом перешёл в школу № 1. После окончания 11 классов  пошёл родине служить, был морским пограничником.

– Службу я нёс в городе  Новороссийске, – рассказывает Константин Николаевич. – Наш корабль «Антарес» был на подводных крыльях,  скорость разгонял до ста километров в час. Я уверен, что мужчина должен служить Отечеству, это Божие благословение. Бог неспроста создал мужчину и женщину, и у каждого – своё предназначение. Не скрою, я очень рад, когда накануне отправки в армию ребята приходят в церковь и просят Божиего благословения. А потом Церковь молится за них.

После армии Курсанин поступил в Пермский государственный  университет на юридический  факультет,  а затем работал на ЗМИ юристом. И если бы не один случай, то, как знать, может быть, и остался бы продвигать Константин Николаевич законы «государевы» в жизнь.

ПРОШЁЛ ПЕШКОМ 150 КИЛОМЕТРОВ…

– Теперь мною движут законы Божии, – констатирует отец Константин. – Как-то пригласил меня старший брат Виталий принять участие в  Великорецком крестном ходе, когда верующие идут из Кирова (в прошлом – город  Вятка) на реку Великую в село Великорецкое. Именно там было явление иконы святителя Николая. Народ идёт пешком 150 километров. Мы шли пять дней, за это время я так оброс бородой и щетиной, что узнать меня было трудно.  И всё же решил пока не бриться, одобрила моё решение и супруга. А через несколько дней зашёл к нам  в гости отец Геннадий Сальников  и, увидев меня в таком виде, с порога произнёс: «О, с такой бородой тебе надо быть дьяконом». Я в шутку ответил: «Так никто не зовёт». А он взял да и позвал…

Супруга Елена Курсанина (по профессии она врач-дерматовенеролог, пошла по стопам своего отца, известного в городе врача Сергея Лукича Аристова) выбор мужа одобрила. Они ведь тоже познакомились в церкви, куда Елена приходила петь на клиросе.

И СТАЛ СЛУЖИТЬ ДЬЯКОНОМ

Так отец Константин стал служить дьяконом в церкви Спаса Нерукотворного. Было это  семь  лет  назад. Когда отцу Геннадию исполнилось 80 лет,  и он ушёл «за штат», в церковь поставили служить нового молодого священника, а Курсанин был рукоположен в иереи владыкой Зосимой – архиепископом Соликамским и Чусовским и был отправлен служить  в Городище.

– Задач  у меня много, я провожу церковные службы: вечерню, утреню  и Божественную литургию (с утра, когда причащаются), – рассказывает иерей Константин Курсанин. –  Но главная задача церковнослужителя – служить Богу.

Отец Константин поведал случаи, когда молитва помогала людям. Кому-то – родить ребёнка (молиться надо иконе Почаевской Божией матери), кому-то – избавиться от хвори. И я не преминула воспользоваться случаем, чтобы получить ответы и на свои вопросы.

 – Как часто надо освящать дом?

–  Раньше жилище освящали на праздник Крещение Господне. А сейчас, когда не находят других способов решения проблемы, стараются освятить дом или квартиру, – ответ батюшки мне показался с неким философским уклоном.

– Обязательно ли людям причащаться?

– А как же?! Есть главное таинство – причастие тела и крови Христовых. Господь сказал: «Кто вкушает моё тело и пьёт мою кровь, в том я пребываю и тот пребывает во мне». То есть, если ты причащаешься, вся нечисть от тебя отлетает…

А перед причастием надо ещё и исповедаться, покаяться о грехах своих. И это правило распространяется на всех нас, грешных, начиная с детей от семи лет.

У самого отца Константина четверо детей. Старшая Елизавета учится в институте  на экономическом факультете. Высшее образование получает и сын Фёдор, который будет ветеринаром. Младшие дочери Таисия  и Антонина – школьницы,    десятиклассница и четвероклассница.

– Какое в вашей семье общее любимое дело? – не могла я удержаться, чтобы не задать этот вопрос.

– Мы вместе ходим в Божий храм, –  ответил батюшка.

Живут Курсанины в родительском доме, держат своё хозяйство: куры-несушки и собака требуют к себе каждодневного внимания.

– Я работаю на вечность, – эту фразу, произнесённую батюшкой, невозможно было не запомнить. –  В жизни, по большому счёту, если ты живёшь в достатке, здравии, у тебя есть машина, квартира и т.д., надо думать не о материальных благах. Рано или поздно приходит конец этой жизни, и всех нас ждёт дорога  в вечность. И Господь будет судить человека не за то, что он был начальником или подчиненным. Ему неважно, богатый он или нищий. Он будет смотреть, как человек относился к другим людям.

ПРИЮТ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ

Три с лишним года назад в Половодово проходила мобильная приёмная главы города. Среди записавшихся на приём был и иерей церкви иконы Божией Матери «Знамение» Константин  Курсанин.  Священник решил обозначить сразу несколько вопросов: об изменении автобусного маршрута до Городища, о ремонте деревянного моста через Усолку и строительстве приюта для бездомных. Его забота о людях поразила организаторов встречи с населением.

– Смысл изменить маршрут автобуса, который курсирует до Городища, вижу в том, что, проходя через Клестовку, он будет забирать значительно большее количество пассажиров, включая и детишек, которые учатся или занимаются кружковой работой в городе, а сами живут в селе, – такая забота отца Константина о маленьких и юных селянах вызвала нескрываемый интерес у членов мобильной приёмной. –  Надо учесть и тот факт, что в Городище многодетным семьям выделяют земельные участки  под строительство жилья, и такой ход решения вопроса будет только оправдан. Да и бабушкам очень сложно подниматься в горку. А здесь бы автобус останавливался, получается,  недалеко от их дома.

К этому вопросу мы вновь вернулись в ходе нашей новой встречи. Говорили о социализации общества, о людях, которые лишились крова, об ответственности власти и общества в целом за происходящее.

– Наш народ спросит с нас обо всём, – следуя церковным заповедям, обобщил отец Константин. –  К нам, в Божий храм, всё время  обращаются люди, у которых проблемы, в том числе проблемы с жильём. Хотя мы понимаем, что главная проблема не в этом. Они просят их приютить. Сначала мы стали размещать таких в доме священника, где раньше жил отец Роман (у него было полдома). Фактически  это было общежитие, где всего четыре комнаты. Места для всех не хватало. И вот три года назад нам отдали (а иначе бы снесли!)  здание бывшей школы, которая была построена ещё в 1918 году.

Школа эта – кирпичная, в ней 23 года не было ремонта. Деревянный потолок был весь в дырах, сгнили и деревянные полы. На стенах этого здания от старости выросло три дерева. И мы, по благословению владыки Зосимы,  решили его отремонтировать и организовать там приют для бездомных…

Сегодня трудно поверить, что социальный приют для нуждающихся уже обрёл новое содержание. В нём от «а» до «я» выполнен капитальный ремонт: заменена крыша, подведён газ, сделаны отопление, водопровод, внутренний ремонт в здании и приведён в должный вид его фасад.

Внутри здания залиты полы (они «тёплые»), оборудованы шесть комнат (в каждой проживают по четыре человека), кухня, трапезная, душевые. Основной объём работ произведён силами Соликамского фонда  «Преображение» и ООО «ЗМИ».

–  В строительстве крыши помогли 5-6 городских пилорам, индивидуальный предприниматель Александр Кемпф, железо пожертвовали частные лица, – перечисляет главных помощников в столь серьёзной строительной кампании отец Константин. – А на окна нам 90 тысяч пожертвовала 86-летняя бабушка, и мы установили 15 пластиковых окон, большую помощь оказали завод «Урал», СОМЗ и другие неравнодушные организации и частные лица.

Константин Курсанин и сам сегодня с трудом верит, что состоялось великое дело. По большому счёту, на сегодняшний день в Прикамье нет подобных социальных приютов такого рода. Он не скрывает своей гордости, что строительные работы наравне со всеми (и с ним в том числе) помогал выполнять и его сын.

Сегодня беспокоит другое – у  храма ресурсов нет. Но находятся сподвижники и меценаты, которые привозят продукты питания и одежду.

– Сегодня в приюте постоянно живут 19  человек, – рассказывает  батюшка. – Мы предоставили им не только крышу над головой, но и обеспечили питанием и одеждой. Сегодня крайне нуждаемся в мужской и женской одежде, постельном белье, подушках, одеялах. Но бельё обязательно должно быть чистым!

Действительно, как много мы  говорим о социализации в обществе, о моральных устоях и принципах. Но забываем о том, что наличие приютов на территориях для определённой категории людей – это показатель работы власти, уровня нравственности общества, насколько оно заботится о людях, которые нуждаются в крове.

– Я могу сказать несколько слов о тех людях,  которые нашли кров в Городищенском приюте, – акцентирует внимание отец Константин. –

У одного мужчины сгорел  дом, случилось это осенью, а он оставался жить в сарае из трёх стен. Человеку просто некуда было податься.

Другой жил в колодце теплотрассы, а   коммунальщики взяли и заварили все колодцы. У третьего постояльца родная племянница по генеральной доверенности продала единственную квартиру и сбежала с деньгами.

Наш разговор с отцом Константином касался темы духовного мира людей. От чего пьют люди? От бездуховности. Почему ведут аморальный образ жизни? Всё от той же бездуховности. А ведь выход есть, их надо просто в храм привести.

– Мы просто не видим этих людей. Мы сколько угодно готовы их обвинять, только не протягивать руку помощи. Господь призывает просящему не отказывать. Просит человек поесть – накорми!   А просто дать деньги, – это отмахнуться от проблемы. Церковь – это лечебница, – заключает батюшка. –  Там есть всякие люди. Было бы ненормально, если бы туда приходили только праведники.

Господь так и сказал: «Я пришёл  не к праведникам, а к грешникам, чтобы их спасти». А ещё он сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Если люди научатся прощать друг друга, жизнь наша станет куда красивее и добрее, и улыбок на всей земле станет куда больше.

 Марина ВАГИНА
Фото автора