«Школа и семья: вместе в будущее»

«Школа и семья: вместе в будущее»

Эта тема объединила пленарную и практическую части коллегии управления образования администрации Соликамского городского округа.

Эффективность воспитания ребёнка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Об этом  и о том, как работают педагоги  по взаимодействию с родительской общественностью, говорили участники коллегии – представители управления образования, ЦИМС образования,  школ и  члены городского совета родителей.

А фундамент – семья!

– Школа и семья – важные социальные институты, которые дополняют друг друга. Но за кем ключевая роль? – задала  вектор разговора начальник управления образования Наталия Михайлова. И привела «жизненный» пример. На недавнем форуме в Перми для участников организовали встречу с Героем Советского Союза Геннадием Николаевичем Зайцевым.

– Этот умный, мудрый, уникальный человек говорил с нами о семье, о  воспитании, о своей деятельности, о сегодняшней  политической ситуации, а на вопрос «кто же должен заниматься воспитанием детей?» без раздумий  ответил: «Семья», – рассказала Наталия Владимировна и перешла к повестке коллегии, где каждое выступление подкрепляло эту позицию.

Но предваряли тему стенды, подготовленные учреждениями образования, на которых педагоги представили в фотоотчётах свой опыт по организации совместных с родителями досуговых мероприятий. Оказывается, во всех  соликамских школах и детских садах  работа выстраивается так, чтобы родители были не только частыми гостями, а непосредственными участниками акций, мастер-классов, тематических встреч… Всё это помогает им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё не известные стороны их интересов,  увлечений, таланта. И напротив, детям увидеть в своих родителях что-то новое,  что позволяет сблизиться с ними и городиться ими.

В пленарной части все доклады были интересны, глубоки, познавательны – даже бывалые педагоги многое брали себе «на карандаш».

Кризис может «не вызреть», если…

Наталья Мальцева, доцент кафедры педагогики и психологии СГПИ (филиала ПГНИУ), кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории школы № 17, раскрыла тему «Детско-родительские отношения: кризис или…?»

– Когда ребёнок приходит к нам в образовательное учреждение, мы понимаем, что пришёл не только ученик, но и вся его семья.  И то, как сможем выстроить отношения с родителями, определит успех образовательного учреждения в воспитательной работе, – отметила она.

И рассказала о биосоциальном подходе к формированию и развитию личности ребёнка, о тех направлениях, в которых ребёнку необходимо взаимодействовать с родителями, привела факты и цифры.

Скажем, что в 99% детского неблагополучия  – нарушенные отношения в семье, что функция воспитания ребёнка в семье – на родителях, а никак не на бабушках-дедушках, что личность ребёнка складывается в первые пять лет, а в подростковом её нужно только подкорректировать…

– Мы ведём диагностику эмоционального состояния детей, и у 81% нет проблем с депрессией, – приводит цифры Наталья Владимировна. – Но  уже настораживает, что у 9% – признаки лёгкой депрессии, у 6% – признаки умеренной депрессии, а у 3% детей – выраженное депрессивное состояние. И никакие механизмы не помогут стабилизировать состояние ребёнка без участия родителей. И это длительный процесс, быстрого результата не получится.

В канве заявленной темы Наталья Владимировна подробно остановилась на психологических характеристиках, понятиях, потребностях в системе семейных отношений, подходах и механизмах родительского воспитания. И показала, что есть пути выхода из кризиса, надо только захотеть, а потом терпеливо встраивать этот путь и помнить, что мы – родители.

А подытожила выступление опытом школы № 17 по родительскому просвещению и вовлечению пап и мам в разноплановые школьные мероприятия.

Родителем быть – непростая работа

Ольга Константинова, Соликамский городской прокурор, старший советник юстиции, рассказала о правовых аспектах детско-родительских отношений.

Перечислив ряд документов, в которых закреплена юридическая ответственность родителей за воспитание ребёнка, Ольга Ивановна подчеркнула:

– Законов много, но главное требование – непосредственная защита прав и законных интересов ребёнка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (усыновителями,  попечителями, опекунами, приёмными родителями). И действующее законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей.

Ольга Ивановна привела цифры по правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних за пять месяцев этого года, отметив, что в таких ситуациях оказываются и дети из положительно характеризующихся семей.  Но положительные в социуме – это ещё не значит благополучные. Благополучие живёт там, где есть любовь. И взрослые должны дарить своим детям не только жизнь, но и любовь. Тогда ребёнок не будет искать на стороне сомнительных друзей, сомнительные интересы и занятия, замещающих любовь в семье.

Выступление Ольги Константиновой  – отдельная большая  тема,  которая займёт отдельное место в одном из ближайших номеров газеты.

После выступления Соликамский прокурор раздала участникам коллегии памятки «Виды юридической ответственности родителей за воспитание детей» и «Профилактика детского травматизма и гибели детей».

Родительская забота – не в памперсе и бутылочке с молоком…

С докладом «Ответственное родительство: вместе на пути взросления ребёнка» выступила Ирина Церковная, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, старший воспитатель школы № 1.

– Что должны делать педагоги, чтобы содействовать развитию ответственного и осознанного родительства? Как строить партнёрские отношения? Эти вопросы сегодня стоят перед каждой образовательной организацией, начиная с первого, дошкольного уровня, – отметила Ирина Анатольевна. И подробно рассказала о разработанной в учреждении стратегии содействия становления ответственного родительства, о методах и формах  работы детского сада с родителями, о сотрудничестве и партнёрстве – как основном механизме взаимодействия. А также представила вниманию успешные практики:

– Для установления партнёрских отношений между детским садом и родителями мы используем такие формы, как сочинение о своих детях (в период адаптации), опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты – информирование родителей об успехах ребёнка в образовательной деятельности, педагогические беседы с родителями, дни (недели) открытых дверей, когда родители не просто наблюдают за деятельностью педагога, а пробуют сами организовать детей на прогулку, сон, чтение книги, открытые просмотры занятий и других видов деятельности, индивидуальные встречи с педагогом, семинары, родительские собрания, рекомендации специалистов по закреплению и отработке у детей полученных навыков, общение в мессенджерах.

Для содействия в развитии ответственного осознанного родительства подключаем цифровой образовательный ресурс «НольПлюс». Это онлайн-кинотеатр, особенностью которого является интерактивный функционал осмысленного просмотра. Материалы онлайн-кинотеатра мы используем в работе с родителями, например, просмотр, анализ сказки «Непослушный медвежонок» позволил выявить причины непослушания у детей, показать важность примера родителей в жизни ребёнка. Также организуем совместные детско-взрослые просмотры и обсуждения. Например, просмотр и анализ сказки «Жихарка» помог решить вопросы формирования у детей ответственного, безопасного поведения.

Также, на наш взгляд, результативной формой в развитии осознанного родительства является мастер-класс для детей. В группу приходят родители разных профессий и рассказывают о своём деле, дают померить спецодежду, поупражняться в навыках (встреча с папой-пожарным, шахтёром, мамой-маникюристом, поваром). У детей формируется чувство уважения, гордости к родителям, к семье, трудовые умения и навыки. Родители передают свои ценности детям, понимают важность своего личного примера.

Третья форма развития осознанного родительства – совместные детско-взрослые мероприятия и досуговая деятельность. Традиционно в нашем детском саду в День семьи, любви и верности проходит «Семейный фестиваль». В 2023 году он стал муниципальным, объединил 24 семьи Соликамского городского округа. Это актуальная форма социально-культурной деятельности детей и взрослых.

Говоря о том, что родители, дети и педагоги, являются участниками единой образовательной системы с общими целями, идеями, взглядами, сегодня уже данность. И, конечно же, первая школа воспитания растущего человека – семья.

«Направляем вместе»

В этом блоке выступили начальник управления образования, председатель коллегии Наталия Михайлова, которая рассказала об успешном объединении родительской общественности, о работе совета родителей в Соликамском городском округе, и председатель совета отцов гимназии № 1 Евгений Овчинников – это тоже интереснейший опыт и отдельная тема для газеты.

А на площадке «Разговоры о важном» участники смогли поработать в мастер-классах: «И нам с тобою жить» (Вероники Гофман, учителя начальных классов школы № 16), «И снова о любви…» (Ольги  Воробьёвой, учителя английского языка, классного руководителя школы № 17),  «Семья – залог успеха ребёнка» (семьи Мельниковых) и «Это у нас семейное» (семьи Сойма).

Принятые на коллегии решения найдут отражение в дальнейшей работе отделов управления образования и образовательных учреждений Соликамского городского округа.

Ольга ПРОЗОРОВА