Соликамские предприниматели отказываются от продаж

Соликамские предприниматели отказываются от продаж

 

 

КУДА ПОЙТИ ЗА ГРЕЧКОЙ?

 На Красном, Верхнем Больничном, в центре, Третьем микрорайоне, Клестовке закрылись торговые точки местных предпринимателей, а их помещения заняли сетевики. Согласитесь, ситуация напоминает охоту акул за мелкой рыбой. Но всегда ли сильнейший побеждает? Как не попасть на зуб хищникам, выясняла корреспондент «Соликамского рабочего». Вам будет полезно прочитать о выводах, к которым она пришла, чтобы оценивать ретейл не только с точки зрения цены и качества, но и развития территории.

 Крупные «пылесосят» мелкие

Предпринимательская деятельность в нашем округе осуществляется практически во всех отраслях, но торговля остаётся традиционным лидером. Следовательно, здесь самая высокая конкуренция. Как раз она и вынуждает бизнесменов, в том числе опытных, менять направление либо сдавать торговые площади в аренду федеральным компаниям. Одним из первых, кто смог ощутить приближающуюся тенденцию (увидеть «сквозь толщу вод надвигающуюся стаю акул»), стал Виталий Кабанов. Его магазины под маркой «Баварский» работали в городе с 1997 года, а в 2012-м закрылись.

– Торговать (да и сдавать помещения) сегодня не выгодно, – говорит Виталий Вячеславович. – Раньше, когда «федералы» только заходили в Соликамск и делали ставку на маркетинг и большой формат, малый бизнес ещё мог чувствовать себя нормально. Сейчас же крупные сети «пылесосят» рынок, всё чаще становятся магазинами «у дома», из-за чего местные собственники тонут. И главный фактор, конечно же, – ценовая политика. У них более выгодные оптовые предложения, так как работают напрямую с заводами-изготовителями. Выжить нашему брату, считаю, можно, но только не с торговлей, а с развитием собственного производства.

Цыганский формат

Поддерживает эту идею и местный предприниматель Николай Кондратьев. Семь лет он живёт и работает на два города – Соликамск и Березники, где у него несколько торговых точек. Груз ответственности немалый, но именно он позволяет не опуститься на дно, а оставаться на плаву.

– Малый бизнес – непростая сфера деятельности, которую государство не поддерживает. И в таких условиях успех будут иметь предприниматели, чья деятельность уникальна либо основана на собственном производстве. Так, многие из нас готовы сегодня платить за экологически чистую продукцию, потому что люди стремятся к здоровому образу жизни. Мы с семьёй, например, не первый год покупаем у местного фермера свежую телятину, молочные продукты без ГМО, чего не найдёшь в розничной сети.

Сам Николай главным оружием в борьбе с конкурентами считает лояльность клиентов и поэтому старается находить к ним новые подходы:

– Покупателей стараюсь привлечь прежде всего ассортиментом. Плюс у нас действует уникальное предложение по беспроцентной рассрочке до семи месяцев(не через банк, а от нашей организации), чем воспользовались более шести тысяч заёмщиков. Тот, кто желает приобрести товар на более длительный срок, может оформить рассрочку через банки. Делаем ставку и на сфере услуг – осуществляем доставку товаров и монтаж теплиц, консультируем людей. Так что формат, на самом деле, «цыганский», очень трудный, некомфортный, но другого варианта пока нет.

Тысяча мелочей

Кушать, как известно, хочется всегда, и желудок в любом случае приведёт нас к полке с едой. Правда, всё чаще мы ищем на ней товары по акции, с красным ценником. Страна переживает один кризис за другим, в результате на местном бизнесе негативно сказывается ещё и снижение покупательской способности. Жизнь дорожает, с каждым годом приходится не только затягивать пояса потуже, но и отказаться от покупки новых поясов.

– Чем-то одним заниматься сейчас невыгодно, поэтому делаю ставку на сезон, чтобы поддерживать хороший оборот. Других вариантов развития бизнеса я пока не вижу, – продолжает Николай Сергеевич. – Весной занимаемся производством и продажей теплиц и парников, летом реализуем до 80 моделей велосипедов и мототехники, ближе к Новому году продаём пиротехнику, а зимой – тюбинги, санки и снегокаты. Также у меня открыт цех по производству детской мебели, сдаю помещения в аренду…

Новые ниши нередко становятся привлекательными для клиентов. Но любая идея, насколько бы уникальной она ни была, через несколько лет требует форматирования.

– ИП я открыла в 2014 году, когда, на мой взгляд, было очевидным, что в городе не хватает офисных помещений и фитнес-клубов. Но с каждым годом развиваться всё сложнее и сложнее, – признаётся Елена Сабирова, руководитель фитнес-клуба. – И причин тому много. Например, в этом году отменили ЕНВД, что привело к увеличению налогов, с каждым годом растёт конкуренция. Но нам хоть «федералы» не мешают.

Главное (на это всегда делаю ставку) – сервис, чтобы всё было продумано до мелочей. Вежливые администраторы, первые бесплатные тренировки – без этого сейчас никуда. Большую ставку в продвижении делаем на социальные сети, организуем кроссы с клиентами, мы одними из первых стали реализовывать фитнес-проекты (на похудение, «сушку», «Красотка» для девочек…).

Очень важно постоянно развиваться. Обязательно перенимаю и делюсь опытом с другими предпринимателями из сферы услуг. Во время путешествий посещаю фитнес-клубы, чтобы познакомиться с местными «фишками» и применить в своём клубе, недавно вернулась с форума в Екатеринбурге. Много полезной информации дают лекции и тренинги, которые проводит Фонд поддержки и предпринимательства в Бизнес-инкубаторе. А ведь привозят очень неплохих бизнес-тренеров, которых интересно послушать.

Что остаётся?

Атака федералов в разгаре. Сейчас они поглощают малых конкурентов, но вскоре может начаться битва крупных акул. Как это скажется на потребителях? Сейчас население не паникует, акции не игнорирует, а вечером на кухне, поедая очередной бутерброд с майонезом, купленным со скидкой, позволяет себя поучать руководителей местных торговых сетей: «Так у них же цены были запредельными, то и закрылись!».

Да, людей не провести. В большинстве своём они считают деньги и не готовы переплачивать. С другой стороны, учиться надо не только финансовой грамотности, но и психологии. Всё чаще кажется, что нами манипулируют. Конечно, в работе крупных сетей есть свои плюсы: для соликамцев создаются новые рабочие места, НДФЛ с которых уходит в местный бюджет; в копилку бюджета идёт и земельный налог (если участок – в собственности муниципалитета). Но всё-таки обидно за нашего брата-предпринимателя, который сходит с гонки на выживание.

 

Комментарий

Марина Рогожина,

начальник отдела развития предпринимательства

управления экономической политики администрации городского округа:

– В 2018 году было зарегистрировано 3411 предпринимателей и юридических лиц, в 2019-м – 3385. Как видите, в Соликамском округе нет массового закрытия субъектов предпринимательства, хотя некоторые переезжают на другую территорию, меняют место жительства.

Количество федеральных торговых сетей на территории округа за последнюю пятилетку действительно значительно увеличилось. У органа местного самоуправления нет правовых рычагов воздействия и введения ограничений на их распространение, поскольку крупные торговые сети арендуют площади у субъектов малого и среднего предпринимательства, а не у муниципалитета. Однако антимонопольным регулированием установлены ограничения на приобретение и аренду дополнительных площадей. Так, в целях проверки соблюдения ст.14 ФЗ №381 от 28 декабря 2009 г. ещё в 2018 году администрацией было направлено письмо в УФАС Пермского края в отношении трёх федеральных торговых сетей. На момент проверки нарушений не было выявлено.

Стоит отметить, что администрация выстраивает комплексную систему работы по развитию малого бизнеса. Утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Соликамском городском округе», объём финансирования которой составляет 3,8 млн рублей.

Уже несколько лет на уровне Пермского края объекты малого и среднего предпринимательства участвуют в субсидировании. С этого года были изменены условия конкурса: заявиться могут и начинающие предприниматели. Преимущество в предоставлении субсидии (а возвращается до 50% затрат) имеют предприниматели, которые обеспечивают занятость людей с инвалидностью, выпускников детских домов, а также лиц, освобождённых из мест лишения свободы. Последние два года субсидирование шло на развитие либо модернизацию производства, включая затраты на его монтаж.

В 2018 году на этот конкурс в Минпромторг от нашего округа заявились три человека, выиграл один, в прошлом году из трёх заявленных не прошёл никто, в 2020-м тоже три заявки – результаты будут объявлены в мае.

Ольга ТАТАРКИНА