В год 30-летия соликамская школа №15 вошла в топ-30 лучших России

В год 30-летия соликамская школа №15 вошла в топ-30 лучших России

 

 

Принцип Гюго

Наш корреспондент отправилась к директору Ольге Бирюковой, чтобы спросить о показателях, которые помогли достичь успеха, а вернулась с готовым интервью на тему любви к животным и старикам, непримиримости к поборам и воспитании уникальности. Именно по таким принципам живет сегодня «пятнадцатая».

Грант ничто, имидж всё

Кабинет директора на первом этаже, за неприметной белой дверью с табличкой «Приёмная», которая висит здесь с момента открытия. Ольга Александровна что-то эмоционально обсуждает с коллегой. Приглашает меня зайти и извиняется, что всё завалено бумагами.

– Решила разобрать старые документы.

– Мне тоже нравится выкидывать бумаги – значит, дело, для которого они были приготовлены, сделано, можно браться за следующее. А школы куда готовят документы?

– Да хоть куда. На семинар, на совещание, для отчёта, для мониторинга.

– На конкурс много готовили?

– Очень. Принцип был прост: чем больше мы о себе расскажем, тем выше оценка. Все данные вносились в презентационную онлайн-витрину. Критериями были результативность олимпиадного движения, независимая экспертиза – ЕГЭ,ГИА, мониторинги. Нас подтолкнули к участию успехи последних лет, прежде всего, грант Министерства образования в 1 млн рублей (вместе с нами тогда победили школы №№ 1 и 12 – всего три от Пермского края). После этого мы выиграли несколько небольших грантов, в том числе по спортивным клубам (сертификатам), социальный проект «Шахматная бабушка». Вошли в тройку лидеров по сдаче ЕГЭ и ГИА (по среднему баллу). Год назад отличились в проекте «Ступени», направленном на поощрение лучших школ, ярко заявили о себе в конкурсе «Учитель года», а Лариса Александровна Стащук получила премию президента. Захотелось похвастаться этими заслугами. Весной подали документы, практически всё лето шло голосование и работало жюри. В октябре нам прислали протокол, диплом лауреата-победителя, медаль и приглашение на очную защиту.

– Гранд большой?

– Это не грантовый, а имиджевый конкурс. Вдохновляет, что предусмотрены знаки отличия для педагогов.

– Ольга Александровна, заполняя заявку, вы должны были обозначить миссию школы…

– Да. Она сформулирована в программе развития. Короткая и очень ёмкая: «Конкурентоспособная школа для уникальных детей».

– Означает ли это, что у вас учатся только уникальные дети, а как же остальные?

– Каждый ребёнок уникален. Школа общеобразовательная, не элитная. Есть классы, которые работают по адаптированным программам, есть классы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

– Получается, уникальность – это индивидуальность?

– Нет, мы не равняем эти понятия. Надо приложить некоторые усилия и создать условия, чтобы ребёнок раскрылся, показал свою уникальность. Не обязательно в учёбе. А конкурентоспособная школа – это имиджевое учреждение, которое может побороться за результаты, за учеников, за качество.

– В том числе на уровне России…

– Сейчас и на уровне России.

Не говорите плохо про школу

– Ольга Александровна, а кто решает, уникален ли ребёнок, когда идёт приём в первые классы? Всех желающих берёте?

– После присоединения детского сада №48 (с 2015 года нашим структурным подразделением является детский сад № 32), мы не можем взять даже всех наших детсадовцев. Пришлось исключить это положение из Устава. Если оставлять право выпускников независимо от прописки попадать в школу, у нас не останется мест для детей микрорайона. А закон «Об образовании» первостепенен по отношению к нашему Уставу.

– И какой процент первоклассников приходит по прописке?

– Чуть более восьмидесяти.

– А двадцать – те самые уникальные, которых вы можете отобрать?

– Критериев отбора нет. Но у нас работает воскресная школа: детям, которые в неё ходили, даются преимущества, потому что это знакомство с одноклассниками, с учителями, с традициями школы. Но если кто-то пришёл раньше и сказал «Я хочу у вас учиться», а это происходит 1 июля, мы берём.

– Бывает, что учитель или кто-то ещё понимает, что ребёнок не уникален и не вписывается в формат вашей школы?

– Дети уходят, как везде. Но «не вписался» – единичные случаи, и больше позиция родителей. Обычно уходят, если уезжают. Миграция очень большая, особенно летом. Сегодня просились два человека из других школ – возможности принять пока нет.

– Лично я никогда не сталкивалась, но говорят, раньше можно было заплатить взнос и получить место. Потом началась борьба с поборами.

– Больше этим грешили в садиках. Сейчас ситуация выровнялась. Я очень жёстко решаю эти вопросы с коллегами. Не потому, что страх или ещё что-то. Хочется, чтобы не говорили плохо про школу. В обществе принято считать образование чуть ли не самой коррумпированной структурой. Мне из-за этого больно, обидно. Я негодую, потому что считаю это несправедливым.

– У вас огромная школа, два детских сада, и при этом маленькая приёмная и крошечный кабинет. Нет евроремонта, современных дверей из массива дерева. Это тоже ваша позиция?

– Если навести порядок, здесь будет красиво. Я делала этот кабинет под себя, причём полностью за свои средства. Не считаю, что мне нужен более просторный. Для совещаний с заместителями места хватает. Я вкладываю в саму школу.

– А в бюджете организации средств на ремонт не предусмотрено?

– В бюджете в принципе не предусмотрены ремонты кабинета директора. Это не образовательное помещение. Но мне захотелось сменить мебель, повесить красивые картины.

– Это рисунки ваших воспитанников?

– Нет, их работы на выставке на втором этаже. А я выбрала позитивный триптих с видами Рима, Венеции и Парижа.

– Чтобы побывать там?

– Два места уже посетила.

– Дети к вам на ковёр приходят?

– Приходят. И учителя приходят.

– Уроки ведёте?

– Сейчас не успеваю. Иногда выхожу на уроки коллег, но сама не веду. После объединения с детскими садами времени нет.

Долюбленные дети

– Юбилей как отметили?

– Школу открывали 1 сентября 1989 года. И у нас первая учебная неделя была праздничной, с квестами, играми, шоу, флешмобами. Мы хвалились своими выпускниками, рассказывали историю учреждения друг другу – всё в виде публичных мероприятий.

– Хвалились самыми уникальными?

– Да, на втором этаже оформлена фотогалерея, и там далеко не все, кем мы гордимся. Хотелось отметить тех, кто стал ярким и интересным именно в нашем городе.

– Первое, что бросается в глаза на сайте вашей школы, это цитата Виктора Гюго: «Высшее счастье в жизни – это уверенность в том, что вас любят. Любят ради вас самих». Вы как директор что в неё вкладываете?

– Я думаю (и родители так должны думать), необходимо, чтобы ребёнка любили. Мне самой было важно, чтобы мой ребенок попал к хорошему учителю: недоучит учитель, я доучу, главное, чтобы он прошёл школу добра и вырос хорошим человеком. Знания, дисциплина – всё регулируется. А если недостаток любви, ребёнок вырастает несчастливым, неуспешным.

– Важнее дать ребёнку любовь или научить любить?

– Если ты даёшь любовь, ребёнок ей учится. Дети хорошо воспитываются именно на примере. Каждый класс похож на своего классного руководителя.

– А у вас есть дети, которые мучают животных, неуважительно относится к старикам?

– Конечно, есть. Как и везде.

– Значит, недолюбили?

– Недолюбили. Масса родителей, которым некогда заниматься детьми. Они зарабатывают деньги, устраивают личную жизнь – с твёрдым убеждением, что воспитанием должна заниматься в школа.

– Если увидите в своих детях живодёров (простите за столь грубое слово), что почувствуете?

– В том числе и нашу ошибку. Нет детей, которые сами по себе стали плохими. Это ошибки взрослых. И некоторые дети – явные наши просчёты. Например, у ребёнка нет способностей к учёбе, зато он мог бы проявить себя в чём-то другом. Но это мы расставляем приоритеты, а не ребёнок, – и очень часто не в сторону душевных качеств, хобби, того, что он хочет. Не учителя в этом виноваты, все должны закончить 9 классов. Но даже в таких условиях наша задача — уловить уникальность. Поддержать то, в чём он раскрылся, проснулся, даже в троечнике увидеть великого спортсмена, художника, рэпера.

– Уважительное отношение к старости тоже надо уметь воспитать?

– У нас давно есть традиция – ходить в дом престарелых. Первый раз я была с детьми как завуч. Видела, как морщат носы. Стали разбирать подарки, раздавать печенье, варенье. И тут одна девочка достает обычный рулет из магазина (рублей 20-25 стоит). К ней подходит старый дедуля и говорит: «Можно мне это, я никогда не пробовал». Дети заплакали. Ситуация проникла в души глубже, чем все наши классные часы, беседы. После этого уже никто не противился: ходили и в гости, и на генеральную уборку. Запаха капусты больше никто не замечал.

Закончив разговор с Ольгой Бирюковой, я поднялась на второй этаж, чтобы увидеть портреты тех самых уникальных выпускников. Дверь в один из классов была открыта, хотя уроки давно закончились. Мне подсказали, что идёт факультатив по подготовке к ЕГЭ по обществоведению. Торопливым тоном педагог перечисляла:

– Толстой. Неоднократно его произведения экранизировали режиссёры разных стран. Чайковский. Его принцип симфонического развития оказал влияние на развитие западно-европейского балета. Картины Казимира Малевича внесли большой вклад в развитие мирового абстракционизма, стали основой одного из направлений абстрактный живописи…

Светлана ТОКАРЕВА