В сердце – Парма, в душе – вогулка
Эпическая драма Антона Мегердичева «Сердце Пармы» — экранизация самого известного одноименного романа Алексея Иванова вызвала в сердцах зрителей живой отклик и горячие эмоции.
Много лет назад я прочитала книгу и была восхищена. Просмотр фильма подарил новые эмоции и незабываемые впечатления. Понравилось все! Игра актеров, совершенно немыслимые по красоте костюмы, сюжет, потрясающие локации. Понравилось видеть в большом кино уголки природы родного края, где ты неоднократно бывал со своей семьей.
Но я даже и не могла себе представить, что в моем окружении есть человек, который принял участие в самых настоящих съемках, пусть даже и в массовке.
Как – то в беседе с коллегами по работе, я узнала, что наш следователь лейтенант юстиции Анна Алкаева оказалась в самой гуще событий и поучаствовала в нескольких сценах. О том, как это произошло, и что было на самом деле, расскажет сама Аня.
Вся эпопея началась с моей мамы.
В 2019 году в социальных сетях она прочитала объявление о том, что стартовали съемки фильма «Сердце Пармы» и для массовки нужны женщины славянской внешности. Мама отправила свое фото и через несколько дней ей сообщили, что она прошла кастинг и ей необходимо приехать в Губаху.
Она принимала участие в сцене крещения. Лето тогда было очень холодное, не говоря уже о температуре воды в горной реке Косьва. В массовке были исключительно непрофессионалы, поэтому для того, чтобы режиссер смог получить нужный кадр и эмоции, актерам пришлось 8 раз заходить в воду и исполнять условный ритуал крещения. Холод не чувствовался, даже несмотря на то, что сырые льняные рубахи липли к телу, а ноги были без обуви. Чувствовалась радость и восторг от происходящего.
Нужна девушка восточной внешности.
Я думала, что на этом актерская карьера в нашей семье закончилась. Но, как оказалось, глубоко ошибалась.
В ноябре в социальных сетях вновь вышло объявление о кастинге. На этот раз для съемок нужны были девушки восточной внешности на роли жителей вогульсокй деревни. Мама настояла, чтобы я отправила три своих портретных фото без макияжа (это было обязательным условием).
И что вы думаете?! Очень скоро со мной связались представители съемочной группы и сказали, что я прошла кастинг и уже буквально на следующий день надо быть в Губахе. Я думала это розыгрыш, не верилось, что меня одобрили.
Мы стали срочно решать вопрос, с кем можно уехать из Соликамска в 5 часов утра, чтобы успеть к назначенному времени в Губаху. Нашли водителя, который согласился взять меня в качестве пассажира.
На первый взгляд бородатый мужчина показался мне очень угрюмым и молчаливым, даже было немного жутковато. Какое – то время мы вообще ехали молча. А потом выяснилось, что он тоже на съемки, и за разговорами о предстоящем событии два с лишним часа в дороге пролетели незаметно.
Мое втрое я
На два дня я просто «выпала» из реальной жизни, атмосфера большого кино поглотила меня сразу. В гримерке актеров на массовку было очень много, нас всех готовили к сцене «пермские ратники нападают на деревню вогулов».
Над моим образом колдовали недолго. Наложили несложный макияж, вплели в волосы черные длинные каникалоны (искусственные косы), а потом дали костюм… Настолько красивой вещи я никогда не видела и уж тем более не носила. Он был сделан из натуральной кожи и меха, его украшали совершенно уникальные узоры и орнаменты. Это было настоящее произведение искусства! А еще мне дали обувь, больше похожую на лапти, а может это лапти и были, но, кстати, очень легкие и удобные.
И вот я, облачившись в костюм, подошла к зеркалу….Кого увидела спросите вы? Увидела красивую девушку восточной внешности. Кроткую и скромную, отчаянную и непокорную. Эта героиня словно слилась со мной,
стала частью меня. Может среди моих далеких предков тоже были вогулы?
День первый
Сама съемочная площадка располагалась в нескольких километрах от всем известной крепости. Нас привезли туда уже ближе к 11 часам. Масштабы впечатлили! Огромная поляна и все в движении. Полное ощущение того, что оказался в деревне. Многочисленные чумы, загоны для животных, костры, мужчины, женщины, дети. Жизнь кипела.
Нашу сцену должны были снимать уже затемно, поэтому свободного времени было предостаточно. Сидеть спокойно в палатке и пить чай, как другие участники массовки, я не могла. Облаченная в народный костюм манси я ходила по поляне, знакомилась с московитами, татарами, вогулами, пермяками. Натуральная «шуба» меня согревала хорошо, а вот ноги в лаптях замерзли почти зразу. Поэтому на следующий день съемок я решила взять теплые носки.
Слышу, в громкоговоритель объявляют – массовка вогулов на съемочную площадку! Каждому из нас поставили задачу. Скажу честно, я думала, что у меня все получится сразу. Ну что тут сложного? Бежишь, кричишь, падаешь, отбиваешься от нападавшего мужчины руками и ногами.
Но сцену со мной записали только с третьего раза. В первом случае у меня из – под шубы выглянули яркие болоньевые штаны, во втором – режиссеру не хватило эмоций и чувств. А за третий дубль меня похвалили.
День второй
Отпустили нас уже глубоко за полночь. Мне удалось отдохнуть только 4 часа, а потом вновь съемки. В гримерке мне сказали, что продолжают снимать эпизод нападения на деревню.
Мастер по гриму начала надо мной колдовать. Она что – то налепила мне на лоб, потом побрызгала на лицо краской, и со словами: «ох жуть какая», — отправила на съемочную площадку.
В зеркале на меня смотрела девушка с глубокой раной на лбу и окровавленным лицом. Буквально за 5 минут меня преобразили до неузнаваемости.
И вот мы снова на съемочной площадке. Все время я находилась возле палатки режиссера и если слышала, что нужны были актеры для той или иной массовки, не задумываясь, предлагала свою кандидатуру. Где – то мы с девушками убегали в горы от всадников, где – то оплакивали погибших воинов, где – то мне пришлось гнать в загон совсем еще маленьких ягнят. К слову сказать, на съемках было очень много всяких животных. Только я видела коней, оленей и овец. Ребята говорили, что были еще волки, совы, рыси и собаки.
Ближе к вечеру стали готовиться к съемкам, где по сценарию из разграбленной сожженной деревни воин вогул выносит на руках девушку, которую убили ратники. И на роль убиенной выбрали меня. Мне подправили макияж и объяснили, что нужно будет делать.
Полная тишина наступила на съемочной площадке. Прекратились параллельные съемки, и все камеры и сафиты направили в нашу сторону.
И вот он – двухметровый, крепкий мужчина подхватывает меня на руки. И несет. Несет бережно и аккуратно, потом кладет на землю, громко кричит, рыдает… Видимо мы настолько вошли в роль и почувствовали друг – друга, что записали нас с первого дубля.
«Лучшая плакальщица»
А на следующее утро многие из нас разъехались. Снимались другие сцены и нужны были другие актеры. Я знаю, что большинство участников массовки ради съемок брали отгулы, отпуска за свой счет, кто – то вышел на больничный. А мне ничего делать не пришлось. В то время я оформлялась на службу в полицию, и несколько дней у меня оказалось в запасе. Я успела все! И в фильме сняться, и на работу в установленный срок выйти.
Для участников массовки в ноябре 2022 года организовали отдельную премьеру в кинотеатре «Кристалл» в Перми. Была красная дорожа, были народные костюмы и были победители различных премий. Мне присудили победу в номинации «Лучшая плакальщица», за что вручили диплом и статуэтку «Золотая баба».
Я неоднократно пересмотрела фильм «Сердце Пармы». Первый раз смотрела ради себя, но себя не увидела. Слишком переживала и волновалась. Второй раз смотрела с мамой, она мне меня и показала. А сейчас смотрю и наслаждаюсь. А еще и горжусь! Горжусь тем, что хоть на несколько секунд, но попала в историю большого кинематографа.
И если позовут, поеду снова! Хочу второй раз войти в реку кинематографа и получить мощный заряд позитива и творческого тока.
Виноградова И.Н.,
специалист по СМИ